Тарифы        20.05.2019   

RAW против JPEG: Полное руководство. Какой формат выбрать, RAW или JPEG? Основные недостатки RAW

Мне часто задают вопросы, на которые я не могу дать короткий ответ, если отвечать действительно по существу. Вопросы примерно такие:

  • Чем raw лучше jpeg?
  • Почему raw не такой резкий как jpeg?

Теперь всех спрашивающих, я со спокойной совестью буду перенаправлять на эту статью.

Для начала нам придется слегка познакомится с тем, как устроен сенсор большинства фотокамер или матрица, как его еще называют. Она состоит из большого количества крохотных фоточувствительных элементов регистрирующих количество света, упавшего на них. Эти элементы называют по разному, но мы для простоты будем называть их пикселями. Каждый из них покрыт светофильтром одного из трех цветов RGB - красным, синим или зелёным. В результате, пиксель каждого цвета чувствителен только к «своему» цвету (дополнительную информацию можно получить по запросу «фильтр Байера »).

Во время съемки происходит примерно следующее: с пикселей сенсора считываются показания, усиливаются в соответствии с выбранным ISO, и преобразуются в цифровую информацию, обычно 12-битную, реже 14-битную. Это и есть RAW, сырые данные. То, что в них записано, можно очень упрощенно представить так: пиксель первый хватанул количество света 2015, пиксель второй - 1589 и так далее. Если камера снимает в 14 бит, каждому пикселю, может быть присвоено одно из 16384 значений. К этому всему идет схемка: этот пиксель синий, этот красный, этот зелёный. Кроме этого, в raw файле еще много чего содержится, но нам это не интересно на данный момент.

Далее, если выбрана съемка в RAW, эти данные просто записываются на карту памяти в специфическом формате, который разработал производитель данной камеры. Например Nikon использует NEF, Canon - CR2 или CRW, Pentax - PEF и так далее. Все эти форматы, это разновидности RAW.

Если же была выбрана съемка в JPEG, эти данные сначала обрабатываются процессором камеры для получения JPEG и только потом этот JPEG записывается на карту. При этой обработке применяются различные преобразования, из которых стоит выделить следующие:

  1. Цветовая интерполяция . Каждый пиксель сенсора камеры имеет информацию только об одном цвете. Изображение состоящее из квадратиков трех цветов с разной яркостью скорее будет похоже на мозаику чем на фотографию. При цветовой интерполяции каждый пиксель становится нормальным, трехцветным. Это происходит путем сбора информации о цвете с соседних пикселей. По английски этот процесс так и называется - demosaicing, что можно коряво перевести как «размозаивание».
  2. 12 или 14 бит преобразуются в 8 бит , так как JPEG может быть только 8-битным. Эти четыре отбрасываемых бита не так мало, как может показаться. Если 12 бит могут иметь 4096 состояний, то 8 бит имеют только 256, в 16 раз меньше. В RAW файле пиксели не имеют цветовых каналов и информация об одном пикселе занимает только 12 или 14 бит. RAW по сути - монохромный формат. В цветном же 8-битном файле один пиксель имеет три канала, на каждый из которых отведено по 8 бит, то есть информация об одном пикселе занимает 24 бита или 3 байта, что в два раза больше чем в RAW файле. Вот почему даже 8-битный TIFF со сжатием без потерь занимает на диске в два раза больше места чем RAW (многие raw тоже используют сжатие без потерь). 16-битный TIFF со сжатием занимает примерно в 6 раз больше места, чем RAW.
  3. Колориметрческая интерпретация . Красный, синий, зеленый - весьма размытые понятия. Алгоритму нужно знать “сколько вешать в граммах”. От этого зависит правильность цвета всего изображения. Поэтому назначаются точные математические значения для цветов RGB.
  4. Баланс белого . Выставленный вами баланс белого никак не влияет на сенсор. Эта настройка применяется только при преобразовании RAW-JPEG.
  5. Гамма-коррекция . Если ее не делать, изображение будет темным. Человеческий глаз усиливает слабый свет и приглушает интенсивный. Кстати, все наши чувства нелинейны. Сенсор же воспринимает свет абсолютно незамысловато, линейно, сколько получил - столько электричества отдал. Поэтому необходима корректировка, имитирующая восприятие человека.
  6. Шарпенинг . При цветовой интерполяции падает резкость. Алгоритм ищет контрастные границы и усиливает перепад яркостей на них.
  7. Сглаживание
  8. Шумоподавление
  9. Компрессия данных по алгоритму jpeg, обычно с потерями.

Для фотографа основное различие между raw и jpeg состоит в том, что в случае raw все эти преобразования вы делаете после съемки в raw-конвертере используя мощный процессор компьютера, контролируя результат на большом мониторе, а случае jpeg вы выставляете эти параметры в куцем меню камеры перед съемкой. Камера вынуждена обрабатывать фотографии в доли секунды на своем относительно слабом процессоре. RAW-конвертер может использовать намного более сложные алгоритмы и не быть на столько ограниченным по времени, соответственно вы получаете на выходе лучшее качество.

Кроме того, при съемке вы можете не успеть/забыть выставить все эти параметры правильно, вы можете ошибиться или просто не знать что лучше подойдет, поскольку не видите результат, как при работе в raw-конвертере. Если пытаться изменить что-то из перечисленных параметров в готовом jpeg, в котором масса информации безвозвратно потеряна, это приведет к резкому ухудшению качества изображения. Если же после обработки файл опять сохранить в JPEG, что часто нужно, то произойдет дополнительный отброс информации, при этом на старые дефекты jpeg-сжатия будут наложены новые.

Такой длинный ответ на первый вопрос, хотя я старался сделать его как можно короче.

Если я сделаю снимок в raw и конвертирую его в jpeg в lightroom, будет ли он лучше, чем jpeg сразу с камеры?

Ответ на второй вопрос вроде бы уже очевиден, но всё зависит от того, как обрабатывать. Процессор камеры, конечно не такой мощный как на компьютере, но над ним ломали головы самые талантливые инженеры, безмерно преданные делу своей компании. Они реально старались заставить его делать такой jpeg, который бы радовал пользователя своей яркостью и красочностью, и не факт, что вы сможете сделать такой же даже в хорошем raw-конвертере. Ваш будет лучше по объективному качеству, но по субъективному - неизвестно.

Однако в случае с ошибкой в настройке камеры при съемке, вы однозначно получите лучший результат при съемке в raw. RAW вам даже простит ошибку в экспозиции в две ступени.

Ответ на третий вопрос вы скорее всего уже уловили: делая шарпенинг в lightroom на jpeg-файле мы усиливаем резкость там, где она уже была усилена, поэтому получается резче, чем на raw. На raw-файле в lightroom по умолчанию уже стоит некоторое значение параметра Sharpening и Nose Reduction. На JPEG все эти слайдеры по умолчанию стоят на ноль, так как всё это уже сделано в камере.

Справедливости ради нужно сказать о недостатках raw:

  • raw занимает больше места, чем jpeg (но меньше, чем tiff). Меньше снимков умещается на карту памяти
  • серийная съемка в raw происходит медленнее, чем в jpeg, поскольку “узкое” место в процессе, это запись на карту памяти
  • raw по разному выглядит в разных конвертерах или даже в разных версиях одного конвертера
  • для просмотра raw нужно специальное программное обеспечение

Если вы снимаете на цифровую камеру (да ладно… раз вы читаете этот блог, значит вы умеете пользоваться интернетом и прочими благами цивилизации, значит вы - нормальный современный человек, тогда… зачем это «если» - вы точно снимаете на цифровую камеру)… Так вот, раз вы снимаете на цифровую камеру, перед вами точно вставал вопрос - снимать в RAW или в JPG. И именно на этот вопрос мы и ответим в нашей небольшой статье.

Прежде всего, RAW и JPG - это разные форматы, созданные для разных задач. И каждый из них обладает своими плюсами и минусами. Самое главное - понять, действительно ли вам нужны возможности, которые дает RAW, или для вас важнее простота и совместимость JPG?

Для этого сравним все сильные и слабые стороны каждого формата. Итак.

.JPG

Главная задача формата JPG - передать максимально качественную картинку с минимальными затратами объема памяти. От этого идут все его недостатки, впрочем, и достоинства тоже:

  1. Снимая в JPG, вы сразу получаете готовую картинку. Вы можете сразу отправить фотографию в печать или запостить в интернете.
  2. Фотографии JPG занимают значительно меньше места, нежели RAW или TIFF файлы.
  3. Цвета на ваших фотографиях будут сразу именно такие, какими их видит камера. При работе с RAW вам придется использовать правильный RAW-конвертер.
  4. Снимая в JPG, вы можете сразу выставить настройки резкости, насыщенности и контрастности ваших фотографий. Так же можно включить функцию автоматического подавления шумов.
  1. Возможности для дальнейшей обработки значительно меньше, нежели при съемки в RAW.
  2. При съемке в JPG теряеться проработка мелких деталей в кадре. При печати фотографий в большом формате это будет заметная потеря качества.
  3. На многих моделях зеркальных камер, при съемке в JPG, общая резкость на фотографии хуже, нежели при съемки в RAW.

Итог

JPG идеальный формат для тех, кому важна простота и удобство использования. Вы можете делать снимки и сразу отправлять их в печать в фотолаборатории или на домашнем принтере. Скопировав их на компьютер, вы сможете сразу их послать друзьям по интернету. Они занимают мало места на флеш-карточке и вам всегда хватит JPG, чтобы напечатать фотографию форматом 10х15 или 15х20 в хорошем качестве.

Если вам необходимо отснять большой объем фотографий (500, 1000, 1500 кадров) и у вас нет времени для обработки всех этих фотографий в RAW-конвертере, выбирайте JPG, ведь именно для этого он и создан.

.RAW

Формат RAW - «сырой», т.е. он требует последующий конвертации в JPG или TIFF. Дело в том, что при съемке в RAW в файл с фотографией сохраняется вся информация с матрицы фотоаппарата. Именно благодаря этой «сырости» мы имеем обширные возможности в обработке, но также и все неудобства, связанные с конвертацией файлов.

  1. Возможности обработки. Прежде всего, это возможности для работы с цветом - вы можете уже на компьютере изменить баланс белого на фотографии. Также вы можете обрабатывать отдельные цвета на фотографии, детально работать с областями теней и светов, контрастностью и насыщенностью изображения. Очень важный момент - при съемке в RAW в файле сохраняется дополнительная информация, используя которую можно «достать» детали изображения из пересвеченной или темной области кадра.
  2. Снимая в RAW, вы сможете использовать точные алгоритмы удаления шумов и поднятия резкости.
  3. RAW файл дает большие возможности для цветостилизации и художественной обработки фотографий.
  4. В большинстве RAW-конвертеров есть функция сохранения настроек обработки. Сделав обработку, вы сможете одним кликом применить ее на другие фотографии.
  5. Из RAW файла вы можете конвертировать изображение в любой нужный вам формат, будь то JPG файл низкого разрешения для публикации в интернете или TIFF файл большого разрешения для широкоформатной печати.
  1. RAW файл занимает намного больше места, нежели JPG.
  2. RAW файлы нельзя сразу отправить в печать или опубликовать в интернете.
  3. Для конвертации RAW файлов необходимо использовать специальные программы - RAW-конвертеры. Изучение RAW конвертеров может быть интересным и увлекательным, только если вы действительно серьезно занимаетесь фотографией. В ином случае этот процесс будет для вас лишь дополнительной головной болью.
  4. Сам процесс конвертации RAW файлов занимает дополнительное время и требует компьютера с хорошей производительностью.

Итог

RAW формат используют все профессиональные фотографы и фотохудожники. Для них возможности обработки и качество картинки, которые дает RAW - необходимость. Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, вам интересна работа с цветом или вы хотите печатать фотографии в больших форматах, попробуйте снимать в RAW.

П осле С ловие.
В любом споре можно найти компромисс. И спор форматов - тому не исключение, ведь вы всегда можете включить на вашем фотоаппарате функцию одновременной съемки и в RAW, и в JPG. Это, безусловно, потребует больше места на карточке памяти, зато вы сможете использовать сильные стороны обоих форматов.

Дата публикации: 30.11.2007

RAW с английского переводится как «сырой, незавершенный». Если в обычной жизни данное качество нельзя рассматривать как плюс, то в цифровой фотографии «сырой» формат - наиболее совершенный. Лишь самые серьезные цифровые камеры позволяют сохранять снимки в RAW, чтобы отложить часть важных настроек до этапа обработки и выжать максимум из фототехники.

Что такое RAW

Если универсальные форматы изображения JPEG и TIFF можно считать цифровым эквивалентом слайда (или конечного отпечатка), то RAW - аналог пленочного негатива. «Полуфабрикат», предполагающий различные варианты дальнейшей обработки, в ходе которой будет получен тот или иной результат.

Чтобы понять смысл «сырого» формата, стоит пойти от противного. При использовании JPEG картинка проходит пять этапов: захват аналогового сигнала матрицей, перевод в цифровую форму (аналогово-цифровой преобразователь), цветовая интерполяция, обработка в соответствии с настройками камеры, сжатие с потерей качества. Половина настроек встречаются в любых фотоаппаратах, в том числе пленочных (экспозиция, чувствительность ISO, метод замера, работа автофокуса). Остальные настройки имеют отношение к формату JPEG: * Цветопередача. Различные варианты («живая», «насыщенная», «естественные цвета»). Режимы монохромной съемки. Коррекция цветовых составляющих RGB. * Баланс белого . Если снимок получается синим или красным, выбрана неверная установка White Ballance. * Яркость и насыщенность. * Микроконтраст. Фигурирует под английским словом sharpening или русским «резкость», хотя к настоящей резкости не имеет отношения. * Степень сжатия. Различные варианты вроде «суперкачества» (super-fine) на деле означают лишь то, что потери сведены к минимуму.

Цифровой «негатив» записывается на карту сразу после этапа оцифровки аналогового сигнала. Его использование позволяет отложить все эти настройки до этапа обработки на ПК.

Цветовая интерполяция

Типичная матрица цифровой камеры состоит из расположенных на одной плоскости ячеек, которые реагируют только на яркость, формируя монохромное изображение. Чтобы получить информацию о цвете, инженер компании Kodak Брюс Байер 20 лет назад предложил установить перед каждой ячейкой фильтр одного из трех цветов - зеленого, красного и голубого, которые в сумме дают нужный оттенок. Данная технология используется по сей день. На каждую ячейку с красным и голубым фильтрами приходится две с зеленым, поскольку этот цвет содержит основную информацию о яркости.

После преобразования в цифровую форму картинка состоит из пикселей красного, зеленого и синего цветов. Для непосредственной работы такое промежуточное изображение непригодно. Чтобы каждый пиксель на выходе имел естественный оттенок (то есть включал все три цветовые составляющие), процессор камеры или RAW-конвертер суммируют цвет соседних пикселей, для чего используется сложный алгоритм цветовой интерполяции.

В зависимости от производителя и конкретной модели ЦФК, RAW-файл может содержать данные как до интерполяции, так и после (до этапа конечной обработки). В большинстве современных цифровых камер используется первый подход, так как программы конвертирования RAW почти всегда предлагают более совершенные алгоритмы. К тому же они постоянно совершенствуются, а процессор фотоаппарата можно поменять, купив новый. Улучшение внутрикамерных алгоритмов JPEG развивается параллельно с совершенствованием матриц. Именно оно нередко определяет преимущества новых моделей перед предшественниками - например, зеркалки Nikon D40 над D70.

Одинаковая матрица, но D40 - более «свежая» модель, и поэтому она обеспечивает лучшее качество JPEG. Но еще лучшего качества можно добиться, снимая на D70, если вообще отказаться от формата JPEG!

«Сырое» качество

В RAW-файле потенциально всегда больше информации, чем в конечном. RAW-конвертеры различным образом используют эти данные. Одни лучше подходят для обработки недоэкспонированных снимков, другие «выжимают» максимум из снятых с оптимальными настройками.

Как правило, АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) обеспечивает глубину цвета 12 бит. Есть и более продвинутые исключения: Canon 40D (14 bit), Fuji S5 Pro (14 bit x 2), Pentax K10D (22 bit). При съемке в формате JPEG мы получаем обычные 8-битные файлы, сразу годные для печати. «Лишняя» информация используется процессором, чтобы компенсировать недостатки цифрой матрицы (узкий диапазон яркостей, шум). Но даже в самых мощных и продвинутых моделях «лишняя» информация не используется на 100%. RAW хранит всю информацию, которую дает блок АЦП, включая исходную разрядность (глубину цвета).

После того как файлы скопированы на компьютер, вы сами решаете, что делать с 12-битными данными. 12-битный RAW дает возможность безопасной экспокоррекции в пределах двух ступеней экспозиции в каждую сторону. Используя в RAW-конвертере инструмент экспокоррекции (просто перемещая ползунок), вы смещаете рабочую область конечного файла (8-битного). Если ваша камера слегка ошиблась в выборе параметров экспозиции, это позволит «вытягивать» тени и света без каких-либо тональных искажений или иных побочных эффектов, которые имеют место в случае серьезной тоновой коррекции.

Если же экспозиция изначально определена точно, за счет большей разрядности вы можете получать более глубокие, детализованные изображения, конвертируя «сырые» файлы в формат TIFF с 16-битным цветом. Разрядность RAW позволяет использовать этот формат для получения фотографий с расширенным динамическим диапазоном - High Dynamic Range (HDR).

Многообразие форматов

Если бы формат RAW совпадал у всех производителей, это было бы очень удобно с точки зрения совместимости программного обеспечения. В истории были попытки создать универсальный стандарт цифрового негатива, аналогичный JPEG и TIFF. Наиболее удачная из них - формат Digital Negative (DNG) от Adobe, который нашел применение в некоторых современных ЦФК (Leica M8, Pentax K10D, Samsung GX-10). Однако это - исключение из общего правила.

Мало того что каждый производитель продвигает собственный стандарт «сырых» файлов (CR2, NEF, PEF, вариации с расширением RAW), так еще и внутри линейки одного производителя форматы не совпадают: как правило, для каждого нового поколения ЦФК требуется обновление ПО.

Форматы отличаются не только с точки зрения структуры данных. Иногда производители экономят место на картах памяти, используя сжатие «сырых» данных (например, как в случае Nikon Electronic Format). Теоретически такое сжатие может привести к незначительной потере качества. На практике даже минимальные потери отсутствуют. Недостаток лишь в том, что сам процесс сжатия отнимает ресурсы и может отразиться на скорости записи снимков. «Сырой» формат Pentax (PEF) воплощает противоположный подход.

Когда не снимать в RAW

RAW-формат обеспечивает лучшее качество и возможность сделать даже из не самых удачных снимков нечто, радующее глаз. Но существует несколько ситуаций, когда снимать в RAW нецелесообразно: недостаточный объем карты памяти, серийная съемка (на некоторых «медленных» фотокамерах), бытовая съемка, прямая печать, отсутствие личного времени на обработку изображений.

Я не планировал писать статью, посвященную различиям RAW и JPEG. Почему? Мне казалось, что этот поезд ушел уже давно и время ожесточенных споров о превосходстве двух форматов в прошлом. Однако, преподавая фотосъемку, я понял, что эта тема все еще вводит в заблуждение и запутывает каждое поколение новичков, которые решают присоединиться к волшебному миру фотографии.

Я хочу представить свою попытку написать единственную статью, которая будет нужна для понимания разницы между JPEG и RAW. Надеюсь, вы получите достаточные знания и сможете улучшить навыки, никогда больше не задумываясь об этой проблеме!

Первая встреча с RAW

Когда в современных зеркалках появился формат RAW, у меня не было камеры, которая бы его поддерживала. Я почитал несколько статей о новом формате, но преимущества были для меня не совсем ясны. Напротив, я стал преданным фанатом съемки с RAW только благодаря практическому опыту. Кое-как мне в руки попал RAW-файл - не помню точно, как или откуда - и я открыл его в Photoshop. Начав играться со снимком, я чуть не получил сердечный приступ от восхищения.

В Photoshop или любом другом ПО для обработки изображений, если редактировать, например, контраст или насыщенность, вы перемещаете слайдер пока снимок не испортится. В этот момент понятно, что мы достигли предела и не можем пойти дальше. Нужно ослабить действие.

Во время встречи с RAW я первым делом увидел насколько дальше можно переместить бегунок - в два или больше раза.

Я был восхищен, даже не учитывая, что не совсем понимал принципы работы нового формата. Личный опыт стал принципиальной мотивацией купить мою первую зеркальную камеру, поддерживающую RAW-формат - Canon Digital Rebel.

RAW против JPEG: Нетехническое объяснение

Вот мое лучшее объяснение разницы между двумя форматами с использованием самых простых терминов, которые я смог найти. Представьте, что RAW-файл - это тесто, а вместо фотографа вы стали пекарем. В тесто нужно добавить разные ингредиенты, после чего поместить его в печь. В конце вы получите замечательный пирог.

Надеюсь, вы понимаете к чему я клоню в своем примере.

В мире фотографии RAW файл представляет собой необработанные, неприготовленные, сырые (raw” переводится с английского как «сырой», от этого и пошла аналогия - прим. переводчика ) данные, сохраненные сенсором камеры. Снимок выглядит малопривлекательно, но имеет огромный потенциал.

С другой стороны, JPEG - это готовый продукт. Когда вы внесете определенные коррекции в RAW-файл и будете довольны результатом, можете сохранить его в свое портфолио с JPEG. Вот и все. Снимок выглядит красиво, но пути назад нет.

JPEG из необработанного RAW (слева) и JPEG после обработки в Lightroom (справа).

Если вам достаточно такой аналогии с кулинарией, можете пропустить следующий раздел и перейти сразу к практическим применениям форматов RAW и JPEG в фотосъемке.

RAW против JPEG: Техническое объяснение

Кратко говоря, цифровой процессор камеры конвертирует аналоговый цвет в цифровую информацию - нули и единицы - и сохраняет ее.

Сенсор камеры состоит из крошечных блоков, которые называются пиксели. Когда мы читаем характеристики определенной модели, там написано, что у нее 20-ти мегапиксельный сенсор. Это означает, что в нем содержится 20 миллионов пикселей.

Когда мы нажимаем на кнопку спуска затвора, каждый пиксель измеряет интенсивность света, считая количество фотонов, которые на него попадают. Заряд фотонов влияет на напряжение пикселей; значения напряжений записываются камерой. Вот и всё. RAW-данные - это просто набор записанных цифр, указывающих на напряжение каждого из 20 миллионов пикселей.

Однако, при съемке цветных фотографий появляется основная проблема.

Пиксели сенсора не различают цвета. Они могут только определить спектр света, но не способны измерить интенсивность отдельных цветов, например, красного, зеленого и синего. Если бы пиксели измеряли только интенсивность всего спектра, мы получали бы только черно-белые фотографии.

Чтобы преодолеть это ограничение, разработчики традиционных цветовых сенсоров поместили фильтр перед каждым пикселем, благодаря которому блокируется один из трех цветов. В результате каждый пиксель измеряет интенсивность одного конкретного цвета - красного, зеленого или синего.

Эта информация записывается в RAW-файл. В ней содержатся данные об интенсивности одного цвета в каждом пикселе сенсора.

JPEG из необработанного RAW (слева) и JPEG после обработки в Lightroom (справа).

Преобразование в JPEG

Когда мы снимаем в формате JPEG, камера берет RAW-данные и пропускает их через процессор. Это сложный и ресурсоемкий процесс. Сначала ПО пытается оценить или угадать значение интенсивности света для двух недостающих цветов каждого пикселя, основываясь на окружающих пикселях или других цветах.

Затем процессор применяет контраст, насыщенность и резкость. Он устанавливает цветовое пространство и баланс белого в зависимости от настроек камеры, заданных перед нажатием на спуск.

JPEG из необработанного RAW (слева) и JPEG после обработки в Lightroom (справа).

Разные JPEG из идентичных RAW

Это также значит, что, если две разные камеры - например, Sony и Nikon - будут использовать идентичные сенсоры и получат одинаковые RAW-данные, но используют разные алгоритмы интерпретации информации, результат будет разным. Вы наверняка читали отзывы о том, что камеры некоторых производителей выдают JPEG с более приятными цветами и реалистичными оттенками кожи. Причина в том, что каждая компания использует свой подход к интерпретации недостающих цветовых данных.

Когда мы снимаем в RAW, информация о напряжении каждого пикселя сохраняется в файле на карте памяти. Процесс интерпретации цветовой информации, применения контраста, насыщенности, баланса белого и тому подобного делается вручную при помощи таких программ, как Lightroom, Camera RAW, Raw Image, Capture One и им подобных.

Недеструктивная обработка RAW

Теперь концепция «недеструктивной RAW-обработки» должна иметь для вас больше смысла. Когда мы загружаем файл в Lightroom и начинаем, например, перемещать слайдер Цветового баланса, мы меняем не данные изображения, а интерпретацию этих данных. Поскольку нельзя напрямую увидеть снимок формата RAW, Lightroom генерирует его за нас, создавая JPEG-версию и оставляя файл в начальном положении.

JPEG из необработанного RAW (слева) и JPEG после обработки в Lightroom (справа).

Подведем итог: когда мы снимаем в JPEG, то полагаемся на процессор камеры, который обрабатывает сырые данные и выдает финальное изображение. Этот процесс основан на оценках, усреднениях и алгоритмах.

При съемке в RAW нам предоставлен полный контроль над процессом обработки и возможность создавать множественные вариации одного файла. Однако, для этого нужно умение и опыт, а также намного больше времени.

Когда стоит снимать в RAW

Пейзажная съемка. При фотографировании пейзажей часто приходится сталкиваться с широким динамическим диапазоном, включающим очень яркое небо и темные тени. Формат JPEG «обрезает» все тона, которые выходят за пределы возможностей сенсора камеры. Тут в первую очередь нужно использовать RAW.

HDR-съемка. Причиной снова выступает динамический диапазон. HDR нужен когда динамический диапазон снимка превышает допустимые пределы сенсора камеры. Для использования этой техники нужно сделать несколько фотографий с разной экспозицией и затем объединить их в одну. Если брать JEPG, которые уже были сжаты и обработаны, получится меньше деталей.

Печать в большом формате. Когда нам нужны снимки для печатных материалов большого размера, использование RAW просто необходимо. Если у меня есть 24-мегапиксельный файл с разрешением 6000 х 4000, я могу распечатать его на листе размером 50 см с разрешением 300 точек/дюйм. Когда мне нужен еще больший размер, я могу масштабировать исходный файл при помощи специального ПО. JPEG-изображения плохо переносят увеличение в размере и часто создают компрессионные артефакты.

Сложные условия освещения. У каждой камеры есть настройки баланса белого. В зависимости от условий освещения (солнечная погода, облачность, искусственный свет, смешанный свет от природных и искусственных источников) нужно регулировать баланс белого (White Balance - WB) камеры для получения реалистичный фотографий.

Превосходство RAW заключается в том, что с ним баланс белого можно изменить после съемки без потери качества. Когда вы не уверены в условиях освещенности, просто сделайте снимок и откорректируйте его позже.

RAW может скрыть ошибки новичков. RAW-снимки не так критично относятся к вашим ошибкам. Если во время съемки не удалось запечатлеть правильную экспозицию, намного проще спасти снимок во время постобработки.

Художественная фотография. Для такого жанра не нужно снимать реальность в ее естественном состоянии. Фотохудожники пытаются показать окружающий мир, пропустив его через свое видение и талант. RAW-снимки предоставляют больше свободы и контроля для достижения художественного результата.

Когда стоит снимать в JPEG

Новичок, которому не нужно редактировать фотографии. Алгоритмы, используемые камерами для конвертирования RAW в JPEG становятся более совершенными с каждым новым поколением. В результате качество JPEG-фотографий, которые получаются сразу после спуска затвора, растет. Если вы не совсем овладели навыками работы с таким ПО, как Lightroom, используйте JPEG.

Фоторепортажи. Из-за меньшего размера JPEG можно снимать с намного большей частотой кадров и быстрее записывать снимки на карту памяти. Например, при съемке в RAW можно снимать максимум 10 кадров/с и сделать 100 снимков до того, как буфер камеры заполнится и придется ждать их записи на карту памяти. При работе с JPEG скорость возрастает до 14 кадров/с, а емкость буфера - до 350 фото. Это большое преимущество при съемке спорта.

Мероприятия. Иногда во время мероприятий у фотографа просто нет времени на обработку. Фотографию нужно передать сразу же после спуска затвора. Если после съемки не нужно редактировать изображение, то нет нужды в RAW.

Репортажи для новостных агентств. У многих крупных агентств новостей сейчас модно делать снимки только в JPEG-формате. Логика в том, что нужно сократить количество фотоманипуляций, которые не приветствуются в подобной сфере.

Когда на карте памяти мало места. Если ваша карта памяти быстро заполняется, пора переключатся на JPEG. Лучше иметь JPEG-снимок низкого качества, чем не иметь ничего.

Приветствую Вас на своем блоге вновь. С вами на связи, Тимур Мустаев. Как только начинающий фотограф освоит управление своего фотоаппарата, он начинает интересоваться, что такое RAW формат фотографии. В этой статье вы узнаете, что это, почему лучше фотографировать в формате RAW и какие преимущества можно из этого для себя получить? Приступим к разбору по порядку.

Определение понятия

Начнем с самого простого вопроса. Что такое raw формат?

RAW (от англ. слова raw – сырой) – один из форматов данных, содержащий необработанную информацию, которая получается прямо с фотоматрицы. То есть файл хранит полную информацию об изображении.

В мире фотографии «сырой» формат является совершенным, поскольку только серьезные фотоаппараты позволяют использовать данный формат.

Важно! RAW – это обиходное название формата. Но стоит знать, что в Nikon формат RAW – это NEF, а в Canon – CR2.

Плюсы и минусы данного формата

Преимущества:

  • Разрядность файлов варьируется от 12 до 14 бит, в то время как у JPEG лишь 8 бит. Что дает данный параметр? Он предотвращает появление пастеризации – проявляющиеся скачки цветов при изменении яркости вместо плавных переходов.
  • может быть настроен или перед съемкой, или после нее, иными слова, может быть позже обработан в редакторе.
  • Многие параметры съемки становятся сырым материалом для «лепки» идеального изображения. Их можно с легкостью изменять. Какие это параметры?
  1. Цифровой шум (устранение его гораздо проще, чем в других форматах);
  2. Наличие резкости (повышение показателя);
  3. Яркость;
  4. Насыщенность;
  5. Цветовой контраст.
  • Коррекция может исправить даже трудные недостатки оптики, например, виньетирование или аберрации.
  • Использование всех возможностей позволит нормализовать фотографии в плане яркости, то есть избегать пересветов или затемненных областей, в которых информация о деталях полностью отсутствует.
  • Исходная информация при редактировании остается нетронутой, вы всегда можете приступить к новой конвертации файла.
  • Различные конвертеры представляют RAW-файл по-разному, поэтому фотограф может с легкостью отыскать для себя подходящий как по управлению, так и творческим критериям.
  • Фотографическая широта RAW-файла значительно выше, чем у JPEG. Это помогает в контрастной съемке и при съемке в яркий солнечный полдень.

Недостатки формата:

  • Скорость записи на карту памяти фотоаппарата медленная, поэтому съемка больше 6 кадров/сек не удастся.
  • Занимает большее количество памяти по сравнению с JPEG, поскольку имеет больше информации об изображении.
  • Быстрый просмотр данных снимков не получится, поскольку открывается только через конвертер – особая программа, которая читает данный формат.
  • «Сырой» файл нельзя отправить в социальные сети, в блог, иногда не удается даже отправление по электронной почте. Это станет доступно только после конвертации файла.
  • Нужно попробовать несколько программ для просмотра «сырых» файлов, чтобы выбрать для себя наилучший вариант.

Когда следует снимать в «сыром» формате?

  1. У вас есть большее количество времени для обработки фотографии.
  2. Вы не имеете ограничений памяти для хранения фотографий.
  3. У вас есть желание и уверенность в том, что вы видите и можете передать мир лучше, чем бездушный фотоаппарат.
  4. Вы любите глубокие длительные творческие обработки своих изображений. В этом случае избыток информации вам будет выступать в качестве вспомогательного материала.
  5. Вы хотите использовать все возможности фотокамеры и использовать динамический диапазон. Те объекты, которые не входят в динамический диапазон выступают или пересвеченными, или сильно затемненными, то есть лишаются всех деталей.
  6. Вам не нравятся снимки, полученные в формате JPEG. Вы уверены в получении лучшего качества фотографий в формате RAW.

Открытие «сырого» файла

Как открыть файл?

Один из самых простых методовдвойной щелчок мышью по данному файлу. В этом случае Windows должен сам выбрать программу для открытия подобных файлов по умолчанию.

Если файл не открывается, что делать? Основная причина – отсуствие прикладной программы для просмотра и обработки подобных «сырых» расширений. Поэтому нужно ее установить!

Программы-конвертеры

Чем открыть формат RAW?

Самая простая программа для открытия и обработки должна предоставляться самим производителем зеркальной фотокамеры в комплекте на диске. Так, у Nikon – Nikon Imaging и Capture NX, а у Canon – Canon Utilities RAW Image Converter.

Если говорить о более профессиональных программах, то самая популярная утилита – Adobe Photoshop Lightroom. Он поможет не только обработать фотографию, но и отправить на публикацию для продажи.

Второй по популярности считается всем известный Photoshop. Хочется заметить, что одной установкой программы не отделаться. Необходимо установить вспомогательный плагин Adobe Camera RAW, который будет переводить информацию для фотошопа на доступный язык.

На сегодняшний день данный плагин уже по умолчанию входит графический редактор фотошоп, так что можете не беспокоиться о дополнительных закачках.

Главный недостаток и «Лайтрума», и «Фотошопа» ‒ цена лицензии.

Хочу теперь составить список бесплатных программ, которые встречаются реже:

  • «Пакет кодеков для фотокамер Майкрософт » – официальный файл, подходит только для ОС Windows! Включает в себя много форматов. Легко скачивается с официального сайта и позволяет просматривать любое фото.
  • XnView бесплатная утилита, поддерживающая 500 форматов и имеющая некоторые функции простой обработки, например, изменение яркости и разрешения изображения.
  • IrfanView бесплатная программа для просмотра и малого редактирования. Имеет пакетное преобразование изображений. Чтобы расширить возможности программы существует множество плагинов.
  • ACDSee – платная программа, стоимостью 99,99 долларов. Применяется не только для просмотра, но и для редактирования и даже сортировки изображений. В придачу ко всему вы получите собственное облачное хранилище.

  1. Фотографируйте в формате RAW с учетом последующей обработки в графическом редакторе.
  2. Вы получаете лишь материал для вашей будущей фотографии – помните это!
  3. Настройку баланса белого установите при помощи имеющихся режимов, то есть приблизительно. Более точную настройку можно настроить позже.

Лично я фотографирую в 2-х форматах одновременно, это RAW+JPEG хорошего качества. В чем данное преимущество? Все просто. После сотни отснятых снимков, необходим просмотр и отбор. Поэтому, в формате JPEG я просматриваю все сделанные фотографии и удаляю ненужные (в том числе и сырые). После чего с оставшимися, можно работать, то есть обрабатывать и доводить до ума.

Важно! Знайте, любая фотография, сделанная либо любительской зеркальной фотокамерой, либо профессиональной, нуждается в обработке.

Напоследок, мой вам такой совет. Если вы действительно хотите научиться делать качественные фотографии и правильно их обрабатывать, развивайтесь и совершенствуйтесь в этой области, не стойте на месте. Это принесет вам больше эмоций и положительных впечатлений от фотосъемки.

Вот несколько видео курсов, с которых начать свое развитие:

  1. или Моя первая ЗЕРКАЛКА . Этот видеокурс, большая шпаргалка, для освоения всех нюансов фотографирования и освоения зеркалки. Это ваш помощник в мир качественных фотографий. Курс очень простой, и содержит практические примеры.
  2. Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа . Хорош видеокурс тем, что рассказывается все в деталях на примерах, очень простым и понятным языком. Все примеры обработки, показываются именно в формате RAW. Очень рекомендую, особенно начинающим!
  3. Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0 . Для людей, которые хотят научиться работать в Photoshop. Все азы, для становления профессионалом в обработке.
  4. Photoshop для фотографа 3.0. VIP . Это курс именно для фотографов, которые не стоят на месте, а хотят получить из своих фотографий шедевры. Обработка, ретушь и многое другое вы найдете в этом видеокурсе. Все секреты обработки фотографий в одном курсе.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для любителей фотокамеры CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для любителей фотокамеры NIKON.

На этом я заканчиваю свою подробную статью на тему «сырого» формата. Помните, что профессиональные фотографы выбирают формат RAW, поскольку он является материалом для преобразования их творческих идей! Делитесь в социальных сетях, а также подписывайтесь на дальнейшее обновление моего блога.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.