Личный кабинет        20.07.2019   

Компрессия звука. Компрессия

Многие начинающие музыканты в том числе и гитаристы, которые лишь недавно начали увлекаться , довольствуются некоторым базовым музыкальным оборудованием и программным обеспечением, и чаще всего даже не знают для чего нужен компрессор в музыке и что это вообще такое.

Для них наиболее важно не то, как будет звучать их запись в конечном итоге, а то, как качественно и красиво они смогут сыграть на своем любимом музыкальном инструменте. А такой подход к записи изначально в корне не верный и чреват в пустую потраченным временем.

С развитием мастерства у музыкантов возникает желание сделать звук своей записи более качественным, интересным и приятным на слух. Часть этой сложной задачи сможет решить компрессия звука. К счастью, на сегодняшний день существует множество простых путей достижения этой цели, так как дорогостоящее для начинающих артистов музыкальное оборудование может с легкостью заменить компьютерная программа.

Что такое компрессор?

Компрессор – прибор динамической обработки звука. Существует множество видов компрессоров с различными функциями, но основная суть их работы заключается в том, что они анализируют входной сигнал и в зависимости от настроек ослабляют или усиливать его на определенную величину.

Это нужно для того, чтобы выровнять громкость звучания композиции или выделения отдельных партий миксе. Например, при записи вокала может возникнуть ситуация, когда вокалист поет с перепадами в динамике голоса, так что слова теряются в общем звучании. Чтобы этого избежать, применяют компрессию и «вытаскивают» пропадающие участки на нужный уровень.

Принцип работы компрессора

Компрессор может быть отрегулирован по нескольким параметрам. Самые основные – величина компрессии и «точка перегиба»: в первом случае контролируется степень заглушения или усиления сигнала на выходе, а во втором случае – устанавливается уровень сигнала, после которого он не подвергается компрессии.

Также важным фактором динамической обработки является время атаки и время восстановления. Время атаки – величина, указывающая на скорость реагирования компрессора на превышение уровня входного сигнала, а время восстановления показывает на те же параметры, но с точностью наоборот. Время атаки и время восстановления особенно важно выставить на нужный уровень при записи ударных, иначе во время удара бас-бочки будут заглушены все верхние частоты и тихие звуки.

Такую задачу можно решить увеличением времени атаки – так компрессор «пропустит» момент удара бас-бочки и не заглушит высокий диапазон. Альтернативой для решения этой проблемы возможно применение устройств с другим алгоритмом компрессии. Они работают не по принципу точки перегиба, а изменяют все сигналы, но в зависимости от их уровня – чем слабее сигнал, тем меньше он подвержен изменению.

Такие компрессоры дают на выходе более мягкий и приятный звук, к тому же они просты в управлении, так как у них есть только один контролируемый параметр – уровень компрессии. Из-за того, что компрессор не в состоянии отличить шум от полезного сигнала, он может увеличивать громкость помех во время пауз в записи. Для предотвращения такой проблемы применяются экспандеры или простые гейты. Они заглушают шумы в моменты, когда происходят паузы в партии.

Компрессор в музыке

Компрессоры имеют достаточно сложную конструкцию в зависимости от количества параметров, которые они регулируют. В недорогих компрессорах часто используется автоматическая регулировка времени атаки и восстановления, что, несомненно, облегчает жизнь начинающих музыкантов и дает возможность полностью погрузиться в музыку.

Еще более легкий способ – использовать программы-компрессоры, которые очень часто встроены в секвенсоры и аудиоредакторы и имеют множество разнообразных пресетов и эмуляций. Сейчас компрессоры используются повсеместно, будь то концерт или , и каждый использует его по своим музыкальным предпочтениям.

Всем привет! Сегодня поговорим про различные виды звуковых компрессоров. Компрессоры – это недопонятые и не правильно используемые эффекты. Надеюсь, эта статья просветит тех, кто не до конца уверен, что знает, что такое компрессор звука и с чем его едят. Начнем с того, с терминологии, отличительных черт и покажем что же это такое. А затем, пройдемся по основным видам компрессоров.

Что такое компрессор звука?

Если на пальцах, то звуковой компрессор – это специальный усилитель, который уменьшает разницу между самой громкой (пиком) и самой тихой частью аудио-сигнала. Отношение пика сигнала к его среднему уровню (разница в громкости пиковым и среднем уровнем сигнала), называется динамическим диапазоном. [Тут, Энди немного не прав, насколько мне известно, из курса физики динамический диапазон – это логарифм отношения максимального и минимального (а не среднего) значения сигнала. Прим. CraSS.] Компрессор уменьшает динамический диапазон. Например, динамический диапазон гитары составляет примерно 20 дБ. Компрессор дает возможность сделать тихие ноты громче, а громкие – тише и на выходе получить более ровно звучащий сигнал. Так же его можно использовать, чтобы поднять общую громкость сигнала. Компрессирование аудио-сигнала широко используется в теле и радиовещании – динамический диапазон записей уменьшается, а громкость повышается. Это помогает музыке не затерять в шумном месте, например, в салоне движущегося автомобиля.

Теперь, когда у нас есть общее понимание того, что есть компрессор применительно к аудио, давайте поговорим об основной терминологии, ассоциирующейся с этим словом.

Ratio (отношение): Этот параметр определяет на сколько будет уменьшен динамический диапазон сигнала. Например, отношение 4:1 означает, что если сигнал превышает порог на 4 дБ, то выходной сигнал будет всего на 1 дБ выше порога, т. о. уровень сигнала будет уменьшен на 3 дБ:

Порог = -10дБ
Входной сигнал = -6 дБ (на 4 дБ выше порога)
Выходной сигнал = -9 дБ (на 1 дБ выше порога).
Отношения 4:1, 8:1, 12:1 и 20:1 довольно распространены, отношение больше 8:1 – это примерно та грань, при которой компрессор становится лимитером.

Threshold (порог): Этот параметр определяет порог, при превышении которого компрессор звука «открывается», т.е. начинает работать. Другими словами, если вы выставите определенное значение порога в дБ, то компрессор начнет работать только при превышении входным сигналом этого уровня. Любая часть сигнала ниже уровня порога не будет обработана, тогда как любая часть выше уровня будет компрессована с выбранным отношением (ratio).

Knee (излом): Излом кривой компрессора, определяет то, как сигнал будет обрабатываться, после превышения порога. «Жесткий излом» или «жесткая компрессия» (hard knee) – это быстрый переход от необработанного к обработанному сигналу. Нет никакого переходного периода, мгновенная компрессия при превышении порога сигналом. «Мягкий излом» или «мягкая компрессия» предполагает более плавный переход от необработанного сигнала к обработанному.

Attack Time (Время атаки, атака): Этот параметр определяет время, нужное компрессору, чтобы скомпрессовать сигнал до определенного уровня, после превышения им (сигналом) порога. Этот уровень устанавливает производитель (обычно 10 дБ). Измеряется в миллисекундах, типичные значения лежат в границах от 1мс до 100мс. Например, если постоянная времени компрессора привязана к 10 дБ и выставлено значение времени атаки в 1мс, то это означает, что потребуется 1 мс, чтобы увеличить уровень сигнала на 10 дБ, и 2мс, чтобы достичь 20дБ. Все это определяет «яркость» звучания. При использовании «быстрой атаке», время достижения сигналом нужного уровня мало, что может дать «тусклое» звучание, особенно с перкуссионными звуками.

Release Time (Время затухания, затухание): Этот параметр определяет время, которое нужно компрессору, чтобы усилить сигнал до определенного уровня, после его (сигнала) падения ниже порога. Типичные значения лежат в границах от 5мс и свыше 5с. Время затухания оказывает заметное влияние на звук. Очень короткое время затухания может привести к искажению низкий частот. Длинное же время затухания может привести к неожиданному не нужному резкому понижению уровня сигнала или «дыханию» - медленному возвращение к общему уровню с заметным возрастанием шумов.

Компрессия и сустейн

В гитарном мире, компрессор зачастую используется, как сустейнер. Существует общее заблуждение, что сустейн – это именно то, для чего предназначен компрессор, однако же, сустейн – это всего лишь после-эффект компрессии. Работа компрессора заключается в том, чтобы поддерживать выходной уровень сигнала более-менее на одном уровне, при падении [или увеличении прим. CraSS] входного уровня. Именно это вызывает увеличение сустейна.

[Почему-то в следующем абзаце Энди говорит про компрессор, только как про лимитер, т.е. как про устройство, которое только компрессует сигнал сверху, но не вытягивает тихие ноты. Хотя, в общем, это не так. Наверно потому, что гитарные компрессоры (т.е. в виде педалей), почти все, по сути своей лимитеры. В этом смысле, все встает на свои места. Прим. CraSS]

Прежде чем рассматривать виды компрессоров для гитары, я сделаю еще одно общее замечание. Компрессор уменьшает разрыв между самой тихой и самой громкой нотой. Это достигается уменьшением громкости самой громкой ноты. Настраивая громкость усилителя, мы в уме делаем примерно тоже самое, т.е. уменьшаем громкость самой громкой ноты.

Если самая громкая нота компрессирована к среднему уровню, то, чтобы вернуть, общую громкость на прежний уровень, нужно немного усилить сигнал. Обычно это делают, с помощью регулировки Volume или Output на педали. Уменьшив громкость громких нот, в общем сигнале, поступающем на вход усилителя, будет казаться, что тихие ноты усилились. Это означает, что шумы в сигнале в конечном итоге усилятся вместе с сигналом на выходе компрессора. На самом деле усиления тихих нот не было, просто уровни громких и тихих ноты стали близки друг к другу, также стали близки и шумы.[Говоря языком радиоэлектроники мы просто уменьшили отношение сигнал/шум. Прим. CraSS]

Этого абсолютно не понимают люди, не имевшие опыта общения с компрессорами. И это особенность самого компрессора, а они принимают ее за шум смого прибора. В общем, если компрессор «фонит», то это значит, что шум возникает в цепи до компрессора, т.е. до того, как сигнал был скомпрессирован. По опыту могу сказать, что фон обычно вызывают овердрайвы, фуззф, плохая экранировка и проводка гитары или провода.

Виды компрессоров для гитары

Существуют пять основных типов компрессоров, основанных на различных электрических схемах, используемых для уменьшения уровня сигнала.
Оптический компрессор
В таких устройствах используется опторазвязка, сделанная из лампочки или светодиода и фотоэлемента. Источник света горит ярче или тусклее, в зависимости от уровня входного сигнала. Фотоэлемент считывает различные показания яркости и в соответствии с ними меняет уровень усиления. Время реакции оптических компрессоров больше, чем у других тиров, но я нахожу их очень натурально звучащими с мягкой атакой и затуханием, которые почти не заметны пока не подашь сигнал погромче. Diamond Compressor и EHX White Finger – это два примера оптических гитарных компрессоров.


Компрессоры для гитары: Diamond Compressor и EHX White Finger

VCA. Voltage Controlled Amplifie (Усилитель, управляемый напряжением)
Этот тип компрессоров, наверно, самый распространенный. Они очень гибкие им и могут отвечать самым жестким требованиям и условиям. В VCA-компрессорах используются микросхемы, которые позволяют регулировать ослабление сигнала очень точно. Такие компрессоры меньше всего окрашивают звук и имеют малые собственные шумы, что делает из самыми популярными компрессорами на рынке. Полагаю, что компрессоры Ross и Dyna-Comp попадают в эту категорию. (Если я не прав, то поправьте меня).


Гитарные компрессоры: Ross и MXR Dyna Comp

Компрессор на полевых транзисторах

В этих приборах для изменения усиления применяются полевики. Компрессоры на полевиках используют транзисторы, чтобы эмулировать лампы с большей достоверностью. Они дают уникальный звук: чистый и быстрый. На самом деле таких компрессоров не много из-за необходимости использования дополнительных цепей.

Ламповые компрессоры

Ламповые компрессоры, на самом деле никакие не ламповые. В том смысле, что лампы в них используются не для компрессии, а просто для того, чтобы получить «теплый ламповый звук». Сам компрессор может быть основан на одной из вышеперечисленных схем. Electro-Harmonix Black Finger и это оптический ламповый компрессор.


Гитарный компрессор Electro-Harmonix Black Finger


Не смотря на то, что такие компрессоры, обычно, не ассоциируются с компрессорами для гитары в виде педали, но о них стоит упомянуть. Многополосные компрессоры – это устройства, которые компрессуют сигнал по-разному на разных частотах. Они позволяют по-разному компрессовать высокие или низкие частоты. Преимущества таких компрессоров в том, что можно избежать артефактов компрессии просто уменьшая или увеличивая компрессию сигнала для разных диапазонов частот. На входе прибора, сигнал разделяется по частот несколькими фильтрами, затем для каждой полосы используется свой компрессор, а потом на выходе все смешивается назад. Такие компрессоры можно встретить в программах для мастеринга и плагинах DAW.


Параллельный компрессор
Параллельная компрессия становится все более популярной в гитарной индустрии в последние несколько лет. Параллельный гитарный компрессор позволяет подавать на выход компрессора обработанный и необработанный сигнал и смешивать их в разной пропорции. (ручка Blend). Это позволяет пользователю настроить нужный баланс между компрессованный и «сухим» сигналом, тем самым, позволяя избежать ненужных артефактов компрессии. Это свойство отлично подходит, когда гитарист хочет увеличить сустейн. Для увеличения сустейна уровень компрессии сам по себе должен быть довольно высок, поэтому зачастую возникает артефакт в виде «смазывание» атаки. Это когда начало звучание ноты по уровню получается ниже, чем последующий сустейн. Смешиванием «сухого» и обработанного сигнала можно добиться того, что будет слышна и атака ноты и последующий сустейн. Barber Tone Press – это довольно популярный параллельный компрессор.


Гитарный компрессор Barber Tone Press

Ну, вот как-то так. О компрессии в двух словах. Для тех из вас, для кого компрессия темным пятном, мы надеемся, что эта статья пролила немного туда немного света. Компрессия – это не «волшебный порошок» и для гитарных дел она может серьезно испортить звук, если не используется правильно. Когда же она используется правильно, то может добавить нюансы, которые более ощущаются, а не слышатся. Одно основное правило, связанное с компрессией аудио-сигнала, котором часто пользуются парни в студиях: Если вы слышите компрессию, значит ее слишком много.

Спасибо, что читали, парни! Увидимся.

UPD: Показательное видео для тех, кто знает английский. Для тех кто не знает, все понятно за первые пять минут. =) Дальше идет примерно тоже о чем написано в статье.

Недавно, прослушивая очередной трек в программе Reason, я обратил внимание на настройку компрессора на инструменты. Этой программой я пользуюсь довольно давно, но уже «сижу в кубе». Меня удивило, что на бас бочку был задан порог срабатывания 5 децибел с компрессией 1:2, атакой 1 миллисекунда и затуханием 200 миллисекунд (НА БАСС БОЧКУ!!!). Вы что-нибудь поняли из этого? Если нет, то вам следует читать эту статью. Советую так же почитать ее и более продвинутым пользователям.

Итак, что же такое компрессия ? По этому вопросу написано уже достаточно литературы и статей. Нам же нужно самое важное и как можно более простым языком. Ранее на студиях звукозаписи «роль компрессора» выполняли звукооператоры или звукоинженеры (это не важно, важно то, что это были обычные люди). Представьте себе партию бас гитары. В идеале сыгранная она представляет собой довольно ровную динамическую (приблизительно одной громкости) картину. Но иногда получается, что звук на некоторых ладах звучит более громко, а на других тише. В таких случаях звукорежиссер держал ползунок громкости на микшере и при тихих моментах он повышал уровень, при громких - понижал. Тем самым он выравнивал динамический диапазон . Но ведь это был обычный человек и реакция у него так же человеческая, то есть в момент повышения громкости он реагировал не сразу, а после определенного времени. Дальше, когда звук становился тише, звукооператору нужно было время чтобы сориентироваться и прибавить уровень. Это пример работы «человеческой» компрессии , но без цифр. После этого краткого описания можно сформулировать следующие термины:

  • Атака (attack) - время, до начала понижения уровня (компрессии );
  • Спад (release) - время для возращения исходной громкости;
  • Компрессия (ratio) - относительная величина на которую передвинул ползунок громкости звукоинженер (на сколько она относительна рассмотрим чуть ниже);
  • Порог срабатывания (threshold) - уровень звука, после которого звукоинженер выравнивал громкость сигнала.
  • Входной сигнал (in) - сигнал который слышит звукоинженер;
  • Выходной сигнал (out)- сигнал, который слышим мы с вами:).

Естественно то что звукоинженер уставал и на смену ему:) пришли приборы под названием компрессоры. Принцип работы у компрессоров был тот же. Но было намного больше преимуществ. Главный из них - это то что можно конкретно задавать значения параметров, что немаловажно для получения требуемого результата. Теперь посмотрим принцип работы компрессора в «цифре».

Рисунок 1

На рисунке изображен компрессор компании Sony. Принцип его работы можно изобразить графически.


Рисунок 2

Данный график показывает зависимость выходного уровня сигнала в зависимости от компрессии и входного уровня. По оси х - сигнал на входе по оси у - на выходе. Так что же тут происходит, судя по графику? Давайте разберемся вместе. Серая линия, наклонена под углом 45 градусов - это есть линия уровня сигнала (или компрессии ). Доходя до порога срабатывания, она надламывается и идет несколько ниже (не обращайте внимание на пунктирную линию). Как видно из графика показано 3 варианта пути данной ломаной линии. Для самого первого варианта показана «компрессия 2:1». Теперь давай посмотрим на продолжение серой линии пунктиром - это компрессия 1:1. Значит, при увеличении компрессии происходит понижение выходного уровня до конкретного значения. Это значение можно с легкость посчитать как: out=threshold+(in- threshold)*ratio. Например какой выходной уровень будет на компрессоре при threshold=-18 дб, in=0 дб, ratio = 1:3. out=-18+(0-18)*1/3=-12 дб. Получили, что называется, результат в цифре - это уже хорошо. Давайте обратим внимание на горизонтальную ломаную линию. Это линия компрессии с ratio равной 1:бесконечность. В этом случае сигнал не будет выше по уровню порога срабатывания, а, следовательно, получаем ограничение или лимитирование сигнала.

Сделаем небольшую рецензию.
1. Компрессия это процесс выравнивания динамического диапазона;
2. Компрессия характеризуется величинами threshold и ratio;
3. Компрессор срабатывает после превышения порога срабатывания threshold;
4. При компрессии 1:1 компрессор пропускает звук без изменений, при 1:бесконечность получаем лимитирование (в литературе приводится факт, что при компрессии 1:15 уже получается лимитирование сигнала).

Теперь необходимо разобраться с параметрами атаки (attack) и спада (release).

Данные характеристики уже зависят напрямую от типа звукового материала и ваших ушей. Рассмотрим типичный пример - бас бочка.


Рисунок 3. Бас бочка без обработки компрессией

При применении настроек (рисунок 4) бочка стала плотнее (рисунок 5).


Рисунок 4. Настройка компрессора для бас бочки


Рисунок 5. Бас бочка после обработки компрессией

Обратите внимание: компрессия начала активно срабатывать при превышении порога с самого начала. Причем сигнал уменьшился по громкости.

Далее можно применить немного другой компрессор Graphic Compressor от производителя Sony. Но там есть еще один параметр - выходная громкость. Теперь тут нужен расчет. На слух тут мало что сделаешь. Из формулы out=threshold+(in- threshold)*ratio = -18+(0+18)/4=-13 дб. Но так же следует учесть звук, который идет перед атакой, то есть приблизительно -4 дб. Теперь для того чтобы не было перегрузки необходимо выбрать одно из значений и компенсировать выходной сигнал до уровня 0 дб. А выбирается значение, которое меньше, так как если к выходному сигналу добавить 12 децибел, то звук будет искажаться в периоде перед атакой.


Рисунок 6. Настройка графического эквалайзера

После обработки звук получается более плотным, по динамике и басу выше, чем без обработки.


Рисунок 7. Полученная бас бочка после обработки графическим компрессором

Следует заметить что при динамической обработке готовых звуковых петель алгоритм несколько другой. Рассмотрим поподробнее.

Для этого создадим петлю (рисунок 8).


Рисунок 8. Звуковая петля


Рисунок 9. настройка компрессора

В результате получили проблему - звук получился очень резкий. (рисунок 10) и грязный.

На первый взгляд ничего не произошло, но если присмотреться, появился небольшой щелчок у бочки в начале, стали более выделенные хай хеты.

При пред мастеринге обычно используют многополосные компрессоры. Преимущества их в том, что весь спектр частот трека разбивается на полосы (зоны), которые в дальнейшем компрессируются отдельно. Особых рекомендаций по многополосной компрессий нет, так как характер звучания трека выбирается самим автором этого трека.

Как всегда после статьи несколько советов:

1. Не используйте компрессор на все дорожки подряд, а используйте только на те, которые динамически неровные
2. Эквализацию лучше всего ставить перед компрессией
3. Не использовать компрессор как максимайзер, для этих целей лучше подходят L3 от Waves
4. Не используйте нулевые атаки - проще понизить уровень сигнала
5. При обработке партии бас бочки спад компрессора лучше ставить порядка 50 мс, при этом компрессор отработает до начала следующего удара.

Успехов вам в творчестве.

Обратите внимание:

Комментарии (54)

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь .

4esh - СТАТЬЯ ОТЛИЧНА! НЕДАВНО НАЧАЛ САМ МАСТЕРИТЬ ДОМА, ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЕСЬМА-ВЕСЬМА УЛУЧШИЛИСЬ... СПАСИБО)))

dissector - математики в звуке - напрягают. главные задачи компрессора на на сегодня 1 скрыть кривые руки-горла "музыкантов и певцов" 2 сжать динамический диапазон для цифромастеринга за не имением запаса по перегрузу на цифре. 3 некоторые из них - реально прикольные эффекты - вносящие в звук теплоту и оттяг. gotohell...

Compressor - Правильная формула выглядит так: Output = ((Input - Threshold) / Ratio) + Threshold Или иначе (для самых маленьких и тупых): Input - Threshold Output = ----------------- + Threshold Ratio

Donpedro - Статья хорошая для всех. Споры это подтверждают. Даже имея высшее инженерное по радиотехнической специальности - сразу понять характер работы компрессора трудно вообще...Поэтому отталкиваться недо всегда от цели использования прибора:"что тебе надА?"...ответ: "здесь поприжать, а тут приподнять!"...потом: где понизить?..сколько?..на сколько?..Где приподнять?..сколько?..на сколько?.. И сначала ответить себе на эти вопросы...тогда станет сразу ясно, что если ты Релизить будешь на все 50м/с, то будь готов к поднятию и шума, высоких и ревера в бочке - и получишь всю грязь на сколько поднимешь ратио...Если хочешь понизить щелчек - посмотри, где он по времени, прибери до компрессора в его полосе эквалазером ровно на столько - на сколько будешь поднимать остальной сигнал...поэтому думай какая атака тебе нужна и спад(и это относится не к сигналу - а к компрессору)...конечно, нет смысла делать эквализацию трека, если ты с минимальной атакой и спадом во всю длительность звучания поставишь ратио 8:1 и поднимешь общий уровень трека...т.е. думаю не надо друг-друга здесь поносИть, а просто делайте свою музыку, применяя прочитанное...и, если она стала лучше - статья пошла на пользу...

Миха - статья норм. Что такое компрессор понял,как только прочёл. Хотя мои музыкальные пристрастия заканчиваются на авто звуке. Критика полезна,если уместна. West777,нормально ответил. Ебланы не дуйтесь. Щеки треснут.

В этой статье пойдёт речь о компрессии звука как о эффекте и средстве сужения динамического диапазона. Будет на практике показано действие компрессора, лимиттера, гейта и максимайзера.

Введение в компрессию звука
Для чего же нужна компрессия звука? Компрессия звука нужна для повышения разборчивости обрабатываемого сигнала. Компрессия может быть применена как к отдельному не изменяющемуся звуку, так и к партии определённого инструмента или же ко всей композиции. Основные цели использования компрессии звука:

  1. Увеличение общей громкости композиции
  2. Удаление щелчков и резко выделяющихся громких звуков
  3. Придание чёткости и разборчивости звучания

Общая громкость композиции или отдельной партии увеличивается благодаря уменьшению амплитуды наиболее громких частей композиции и последующим увеличением громкости всей композиции, за счёт освободившегося пространства. В результате этого действия более громкие звуки становятся тише, ну а более тихие звуки становятся громче, динамический диапазон композиции сужается. Также с помощью компрессии можно удалять из звука так называемые «пики» — кратковременные всплески амплитуды не несущие в себе ни полезной информации ни эстетичности. Это возможно благодаря специальным настройкам компрессии, — подавления амплитуды звука с определённой силой и скоростью реакции на превышение заданного пользователем уровня звука. Разборчивость и чёткость придаётся ряду инструментов благодаря характерным настройкам компрессии. Так, при обработке бас бочке компрессором с достаточно большим временем реагирования (атаки) она становится более чёткой за счёт подчёркиванием характерного щелчка. Вокал и речь после компрессии становится более разборчивым благодаря искусственому повышению громкости тихих звуков, которые в обратном случае маскируются более громкими звуками (эффект маскировки).

Параметры компрессии звука

Компрессор анализирует уровень звука на входе сравнивая его с задаваемым пользователем значением Threshold (Порог).

Если уровень сигнала ниже значения Threshold — то компрессор продолжает анализировать звук не изменяя его. Если уровень звука превышает значение Threshold — то компрессор начинает своё действие. Так как роль компрессора заключается в сужении динамического диапазона, то логично предположить то что он ограничивает наиболее большие и наиболее маленькие значения амплитуды (уровня сигнала). На первом этапе происходит ограничение наиболее больших значений, которые понижаются с определённой силой, которая называется Ratio (Отношение).

Порог срабатывания (threshold) – уровень звука, после превышения которого компрессор начинает работать.
До обработки компрессором:




Соотношение (ratio) – с которым будет подавляться входящий сигнал, после того как будет превышен порог срабатывания Threshold.
Атака (attack) – время которое проходит пока компрессор достигает выставленного Ratio, т.е. с 1:1 (bypass) до, скажем 4:1. Если Атака стоит на 20 ms, то на 10 ms сигнал уже обрабатывается с Ratio 2:1.
До обработки компрессором:


После обработки компрессором:


Обратите внимание на то что появился характерный пик, показывающий промежуток времени, по истечению которого компрессор начал подавлять сигнал (после подавления уровень звука был повышен).
Отступление (release) – время, которое проходит после того как сигнал упал за порог и компрессор возвращается в исходное положение, до Ratio 1:1.

Типы компрессоров

Компрессоры разделяются на несколько типов, исходя из их предназначения, цели применения. Иногда нужно добавить чёткости и разборчивости обрабатываемому звуку. Иногда нужно просто срезать все значения амплитуды, превышающие определённый уровень (не затронув полезный сигнал). Иногда нужно обработать всю композицию так чтобы с наименьшими потерями качества звука максимально сузить динамический диапазон. Именно в следствие различных целей применения компрессоры и подразделяются на несколько типов, хотя на самом деле всё их отличие заключается лишь в вышерассмотреных параметрах компрессии. Т.е. всякий тип компрессора является ограниченной версией оригинального, стандартного компрессора, иногда с добавлением дополнительных параметров и процессоров звука для более удобной работы. Ниже приведён пример работы обычного компрессора. До обработки:

после обработки:

Благодаря тому что время атаки отличалось от нуля — появились пики амплитуды, отображающие те места, в которых компрессор начинал работать после превышения уровня звука.

Лимиттер

Лимиттер — это компрессор с нулевым значением атаки (времени срабатывания компрессора), большим уровнем компрессии (ratio) и очень коротким промежутком времени действия компрессора. Благодаря таким настройкам — компрессор срезает все короткие выступы амплитуды, подобные тем, которые Вы можете наблюдать в предыдущем примере (после обработки компессором). Лимиттер приминяется для повышения общего уровня звука, ведь после подобной компрессии звука освобождается определённое динамическое пространство, ранее занимаемое «пиками». В конце обработки звука его громкость повышается с помощью параметра out (output).

Гейт

Гейт — это процессор звука, который также начинает подавлять звук после преодоления определённого порога уровня звука, однако его отличие заключается в том, что он начинает работать после того как звук станет не громче а тише определённого пользователем уровня. Это необходимо для удаления шума, посмотрите примеры действия этого процессора. До обработки гейтом:

Обратите внимание на то что на втором изображении отсутствует шум. Гейт подавляет звук до тех пор пока не будет превышен определённый польователем уровень звука. Сложность заключается в том, чтобы правильно выставить значения атаки и отступления — это влияет на обработку полезного сигнала, на сколько он будет видоизменён при удалении шума.

Максимайзер

Максимайзер — это экстремальная компрессия звука, применяемая для максимального сужения динамического диапазона. В результате чего композиция теряет свою динамичность и обретает «громкость». Максимайзерами обычно пользуются на конечном этапе обработки композиции, преимущественно только в электронной и поп. музыке.

Давайте послушаем несколько аудио примеров компрессии звука.
До обработки гейтом:

После обработки гейтом:

До обработки компрессором.

Что такое компрессор?

Все мы наверное наслышаны о том, что есть такие «магические» приборы как компрессоры, и о том, что они очень важны в процессе производства музыки, в музыкальном продакшне, так скажем. Но что же они такого делают, за что их все так любят? Компрессия используется во всех сферах звуковой индустрии (музыка, телевидение, радио, кино-продакшн и т.д.), на разных её стадиях. Но почему же все говорят о компрессии? Давайте-ка попробуем разобраться!

Вы можете сразу смело записать компрессор в список самых лучших ваших друзей в процессе создания своих музыкальных шедевров. Спросите почему? Да потому что ваш «друг» будет за место вас совершать очень быструю автоматическую регулировку уровня громкости в ваших треках, и тем самым освободит вас от мучительных и бессонных ночей отрисовки кривой уровня громкости вручную, или же дёргания ручки громкости именно в тех местах, где необходимо её понизить, с точностью до миллисекунды! В принципе, сделать в реальном времени этот процесс, собственно для человека невозможно, и по сему, он (человек) придумал этот прибор – Компрессор!

Для чего использовать компрессию?

Практически в любом звуке имеют место быть перепады уровня громкости, которые проявляются с течением времени, то есть по ходу его воспроизведения. Наши уши улавливают эти самые перепады лучше всего, так же с течением времени, при прослушивании на, так называемой «усреднённой» громкости. По сути, усредненный уровень - это и есть простое прослушивание. Просто всё дело в том, что если уровень громкости повысился в несколько раз на пиковой отметке (Peak – отметка наивысшей громкости, на всём протяжении звука), но это произошло на одну тысячную секунды, уловить ухом это практически невозможно. Этот самый усреднённый уровень принято называть – RMS (root mean square). Этот способ измерения отклонений с целью получения усреднённой величины можно описать математическими формулами, но я думаю что это мало кому интересно, так что не будем углубляться в математику, а говорить по существу и ближе к практике. Хорошим примером всему этому может служить наша с вами обычная речь. Когда вы слышите как человек проговаривает предложение, вам кажется что его голос был на одном и том же уровне, ну или были совсем незначительные перепады в громкости между словами. В реалии – каждая буква имеет свою громкость! Для примера – сравните буквы – «М» и «Т» или «К» и «У». Замечаете различия? Буквы «М» и «У» звучат намного мягче, и ничуть не «напрягают наши уши», так же они произносятся с небольшим выдыханием. Но «Т» и «К» это очень мощные звуки, которые произносятся с очень сильным и быстрым выдыханием. Эти звуки будут очень сильно выделяться при записи вокальных партий, поднимая уровень пиковой отметки (Peak) этой самой записи. Всё это вы можете сами увидеть, взяв микрофон, и записав одно предложение, состоящее из разных слов, а затем посмотрите форму волны в звуковом редакторе. Наивысшая отметка (Peak) будет в тех местах, где стоят именно эти согласные буквы «К», «П», «Т» местами «С», «З» и тд. Помните, эти буквы – самые «сильные» в записи, и при их произношении, вокалист должен быть предельно осторожен!
Теперь давайте эту запись «положим» в музыкальный трек. Услышите ли вы каждое слово отчетливо? Вряд ли…Ну попробуем поднять уровень записи, сделав нормализацию (Normalize – линейное поднятие уровня громкости всего звука до точки, где значение Peak будет в точке 0 db, простыми словами – в вашем треке есть самое громкое место (Peak), так вот вся громкость трека поднимается обычным путём, до уровня, когда Peak «упрется» в значение 0 db). И что? Всё равно некоторые слова или буквы не слышно, а выше 0db на отметке Peak вы уже поднять не сможете, что же делать? Вот тут то как раз самое время, позвать на помощь нашего «друга» - компрессор!

Возможности компрессора

Если мы говорим что компрессор – это автоматизированный контроль за уровнем громкости, значит его параметры должны быть настроены таким образом, чтобы он работал именно так, как вы этого от него хотите (в будущем наверное появиться компрессоры, с которыми можно будет разговаривать, и безо всяких ручек и крутилок )
Теперь представим себе ручку громкости. Мы хотим настроить так, чтоб в определённый момент эта ручка сама поворачивалась и делала потише, а потом возвращалась на исходное значение. Но то, насколько сильно она будет выкручиваться и понижать громкость, в какой именно момент, насколько быстро, сколько ей там простоять «внизу», прежде чем опять «подняться» в исходную – все эти параметры регулируются компрессором. У нас так же есть контроль над общим уровнем громкости выходящего из компрессора сигнала (Gain Makeup) поскольку компрессор, в целом, понижает в той или иной степени уровень громкости, мы можем компенсировать общий уровень на выходе (RMS) именно этой «ручкой». Итак, два основных метода компрессии – Peak и RMS. Что такое отдельно Peak и RMS мы уже разобрались. Метод Peak очень полезен для компрессии такого аудиоматериала, где разница в громкости очень значительна, и при этом разбросана на некоторое расстояние. К примеру вокал, речитатив, перкуссия, акустическая гитара. Почему? Вы наверное уже догадались (я на это надеюсь!) Потому что компрессор будет срабатывать и «давить» громкость каждый раз, когда пиковая отметка (Peak) будет попадать под порог срабатывания…ну о пороге позже. И такая вот волна, где много высоких «иголок» но они удалены друг от друга, это как раз есть основное блюдо для компрессии типа – Peak. Второй метод, RMS, используеться для компрессии более «шумных» звуков, где перепады в громкости очень близки друг к другу («иголки» в волне очень близко друг к другу) и человеческое ушо их не может уловить (перепады слишком часто происходят – это неулавимо ухом) Компрессить в режими RMS можно стринга, шумовые эффекты, ветер, пэды и всё остальное, что попадает под эти критерии!

Ручка – Threshold (Порог срабатывания). Эта ручка в компрессоре, прежде всего заслуживает объяснения. Ручка Threshold «решает» где и в какой момент, понижение уровня будет производиться компрессором. В большинстве компрессоров, если замечали, максимальное значение – 0. вы скажите – как это ноль? Ноль – это ничего! Но, в терминологии цифрового аудио, это абсолютно наивысшая величина громкости любого звука, и называют её ещё – «Цифровой ноль». При воспроизведении цифровой сигнал, выше отметки 0 не будет слышен, слышны будут лишь только цифровые искажения. Бойтесь как огня, всего, что выше 0 db . Но мы с вами не хотим чтобы это произошло. Итак – Threshold – говорит компрессору – когда срабатывать и понижать громкость. Если вы поставите значение -20dB, компрессор сработает и позаботиться о любом пике (Peak) что достиг и равен или выше -20dB.

Ручка – Ratio. Она управляет I/O (input/output) уровнем громкости, во время срабатывания компрессии, и относительно установленной величины Threshold и зависит от величины самого пика (Peak). Иными словами – если громкость входного сигнала превышает значение Threshold на 10dB и Ratio установленно 4:1, то уровень выходного сигнала будет (10 делим на 4) равен 2.5dB. Если громкость входного сигнала превышает значение Threshold на 15dB и Ratio установленно 5:1, то уровень выходного сигнала будет (15 делим на 5) равен 3dB. Но чтобы вас не запутать, расскажу о каких уровнях входных и выходных идёт речь. Уровень входного сигнала – то есть, с какой отметкой (Peak) сигнал входит в компрессор. Уровень выходного сигнала – с какой отметкой (Peak) он уже выходит из компрессора, будучи скомпрессированным. Иными словами – уровень входного сигнала – это длинна волос до парикхмахерской. Уровень выходного – длина волос после выхода с паракхмахерской. То, насколько коротко вас стричь, то есть «степень» сострига, вы говорите парикмахеру словами, а компрессору ручкой Ratio. Надеюсь всё понятно! То есть Ratio – это коэффициент компрессии, чем больше его соотношение (1:1 – нет компрессии вообще, 2:1 это в два раза тише выдет звук после компрессии, 4:1 это в четыре раза тише выйдет ваш пик «иголка» (Peak) будучи «подстриженным» компрессором и т.д.), тем «больше» компрессии будет.

*** К сведению - Сигнал в мире «цифры» не может быть выше нуля, так? По этому его всегда меряют числами с отрицательными значениями « - ». То есть не 20dB а –20dB. И означает это, что осталось до нуля 20dB, всего то. Вы скажите – ну это то понятно, но с какой отметки начинается этот самый сигнал – вот это уже называют динамическим диапазоном и каждый прибор имеет разное его значение. А так же SNR – Signal to Noise Ratio – это отметка показывает вам, грубо говоря, на каком уровне громкости, сигнал превращается в шум и более не различим как полезный. Если это -100dB то значит что вы меньше -100dB ничего не услышите, но есть приборы и с -120dB и -130dB (одна из причин, по которой звуковые карты и прочие приборы разняться в цене, от 10$ до 10 000$). Но вы опять спросите – нафига нам это надо, на такой громкости ничерта не слышно всё равно? А тут как раз таки вы ошибаетесь. Чем шире динамический диапазон, тем «больше» звука можно вместить в него, даже несмотря на то что пик (Peak) всё равно будет 0. Ну представьте себе многоэтажный дом. Его пиковая отметка (Peak) находиться на высоте 100 метров, условно. В нём 30 этажей. Значит в нём могут жить условно 100 семей, им хватает места. А что будет, если мы этот дом построим чуть ниже, отроим под ним котлован и спустим его чуть. Высота (Peak) останется та же, но этажей станет больше (+ подземные), и значит больше людей мы сможем там поселить. Вот такая вот примитивная аналогия, только для наглядности представления того, о чём я говорю.

Крутилки Attack и Release – призваны управлять «виртуальной ручкой» компрессора, вернее её временными параметрами. Иными словами – если attack выставлена на 5 ms это означает что когда звук достгает порога срабатывания (threshold) и компрессору бы надо «давить» сигнал, пройдёт 5 ms прежде чем компрессор понизит на установленный ручкой – ratio, уровень сигнал. Нетрудно догадаться что ручка release делает тоже самое, только всё наоборот! Если release – 5 ms, то компрессору потребуется 5 ms для того чтобы возвратиться обратно после понижения. Представьте себе что компрессор – это одна ручка, которая делает тише и громче. Когда срабатывает компрессор, ручка начинает делать тише, она крутиться и уменьшает значение. Уменьшив его она возвращается обратно на свою изначальную позицию и ждёт следующего пика (peak) попадающего под порог срабатывания (threshold), для того чтобы опять сработать. Так вот та самая скорость срабатывания (подавление) и скорость возврата – это и есть attack и release. Ну я думаю что понятно тут всё. Для чего это нужно? А покрутите сами эти параметры и поймёте, что звук становиться напористей и «выпуклее» при максимальных «скоростях» и мягче при минимальных. Тут всё опять же от случая. На вокал и скрипки не подвешаешь «быстрый» компрессор, иначе компрессия будет слишком явной и разрушит всю «экспрессивность» музыканта, а вот на барабаны не сделаешь слишком медленный компрессор, иначе от него будет мало толку и напора он не придаст и разборчивости!

У нас есть ещё такая кнопочка как Knee. Эта кнопка даёт компрессору понять, подавление сигнала будет происходить резко или же будет мягко угасать вниз, но это уже после атаки. То есть схема такая – атака (компрессор либо сходу понижает уровень, либо если атака длинная, делает понижение медленно) – затем само понижение, «срез» громкости пика (если knee вырублен, по понижение постоянно обычное. Если включен Soft knee то тогда после атаки понижение начинается плавно. А если врублен hard knee то тогда после атаки понижение резкое) – а затем фаза release, то есть «возвращение» компрессора на исходку. Вот, примерно так всё с этим knee. Если не знаете как вам нужно, для начала, ставьте knee на режим auto (благо все софтовые и современные железячные имеют это) и позвольте компрессору решать за вас, как лучше сделать. А чем глубже поймёте этот прибор, тем лучше поймёте этот параметр, но с ним напока всё!

Многополосная и общая компрессия


Многополосная компрессия (Multiband Compression) и многополосный компрессор («многополосник» - в народе) делает тоже самое абсолютно, что и обычный компрессор, но с одни небольшим отличием. У него есть несколько компрессоров, и каждый их них работает со своим частотным диапазоном в спектре отдельно. Многополосники лучше всего использоваться на мастере всего микса или же на общей секции барабанов, потому как спектр этих звуков почит полностью охвачен и вам хотелось бы независимо настроить компрессию для басов, средних и высоких частот. Как правило, многополосные компрессора используют для процесса мастеринга, «ужимая» микс и придавая ему нужного звучания, но при этом работает не один компрессор на весь микс, а многополсник, который жмёт каждую полосу отдельно. К примеру вы ходите «выровнять» басовую составляющею, чуть чуть дать напора на середине и ужать верха. Пожалуйста, многополосник к вашим услугам. Все его функции такие как и на обыном компрессоре, только все ручки помножены на три (или пять) в зависимости от количества полос. Как правило, многополосные компрессора бывают трёх и пяти полосные. Есть конечно и больше полос, но смысл в увеличении полос более пяти теряется, потому как управлять таким агрегатом очень тяжело да и без надобности оно, за исключением микроскопическо-хирургичкой задачи при многополосной компрессии, коих не так много в наши суровые будни, и слава богу!

Гейт

Когда и для чего использовать гейт

Гейт – это тоже автоматический контроль за громкостью, как и компрессия и лимитирование. Но используется он в других случаях и работает несколько иным путём. Если ваша звуковая дорожка или файл (что уж кривить душей, все же компах работают ) звучит нормально, но вам нужно от неё лишь только самые громкие её части, тут ваш друг не компрессор, а гейт! К примеру – запись вокала. До тех пор, пока вы не запишите вокал в комнате со 100% тишиной (что само по себе недостижимо на практике), у вас в записи будет шум «окружения», да хотя бы шелест одежды певца – и тот всё равно шум. Я уж молчу о том, что вы пишите у себя в спальне где комп жужжит, работают электроприборы, тикают стрелки часов, а за окном поют птицы и сигналят клаксоны нервных автолюбитлей в самый неподходящий момент. Этот самый шумок будет отчётливо слышен во время паузами между слов, очевидно не так ли? Так вот этот самый шумок нам с вами совсем не кстати, и мы воспользуемся Noise Gate (шумовым гейтом) для того чтобы его убрать. Думайте о гейте, как о воротах (gate – англ. ворота). Двое ребят, «вокал» и «фоновый шум» идут вместе и размышляют о смысле жизни. Но вокал подойдя к воротом с лёгкостью в них зашёл, а вот «фоновый шум» хотел пройти, но ворота перед носом у него закрылись!

Возможности гейта

Будучи автоматизированным процессом, гейт должен от нас получить информацию, для того чтобы успешно работать и делать именно то, что нам от него нужно, и пропускать только ту часть сигнала, которую мы бы хотели слышать в своём миксе. Это можно сделать так – сказать гейту чтоб он открылся в момент, когда звук выше чем…..порог срабатывания (threshold – вы о нём ещё не забыли?…да, да, и тут он тоже!) ну и всегда были закрыты ворота, когда уровень сигнала ниже чем порог срабатывания. Если threshold установлен на -20dB то тогда ворота пропустят всё что выше -20dB но закроються сразу в тот момент, когда сигнал опуститься ниже этой отметки. У нас есть так же контроль над attack и release, которые работают так же, как и в компрессоре. То есть атака регулирует скорость открытия ворот а угасание скорость их закрытия. Можно этим самым настроить либо быстрое пропуск/отсечение сигнала либо его плавное пропуск/отсечение.

Так же гейт можно использовать для отсечения «хвостов» сигналов к примеру у рабочего барабана. Если у него «хвост» длинный а вам нужны резвые и короткие, «сбитые» партии, можете настроить гейт так, кто как только громкость понизиться до определённого уровня, он закроется и отсечёт «хвостик» у барана. В общем смысл ясен я думаю.

Ну ладно, ещё один пример в барабанами, с живыми барабанами. Всем известно что когда записывают барабанную установку, её подзвучивают множеством микрофонов. Тарелки, басс бочку, рабочие и т.д. на всё разные микрофоны. Во первых – это возможность поканально их прописывать и как следствие, отдельно обрабатывать каждый барабан или секцию (к примеру томов). Во-вторых, каждый микрофон чётко настроен и порой разные типы микрофонов подзвучивают разные барабаны или секции. Я думаю что все прекрасно понимают что когда начнёт барабанщик лупить по барабанам со всей дури, один микрофон который допустим подзвучивает тарелку, будет улавливать (как тут не крути его) и «чужие» барабаны. Но улавливать он из будет не очень хорошо и они будут слышны тихо. А зачем нам лишнее? Мы хотим чтоб микрофон ловил только тот барабан и только ТОГДА, когда по нему ударят. Настраиваем гейт на каждый микрофон. Ворота закрыты, микрофон ничего не пишет (гейт не пропускает) как только барабанщик треснул по барабану, гейт открывается, потому как сигнал достиг уровня порога срабатывания. Вот по этому барабанщики так любят гейт!

Ладно, вернёмся! Есть так же и частотные триггеры в гейтах. Они ищут порог срабатывания только в определённом участке спектра. Но открывшись они пропускают полностью весь сигнал, не влияя на его частоты, так что тут не запутайтесь! Скажем так – вы сказали – искать threshold – 20dB на нижних басах (30-60Hz) как только на этом участке спектра появиться звук превышающий -20dB ворота откроются. Зачем это? Ну мало ли…энтузиастов много, может и понадобиться кому!

Гейт – как эффект

Можно достчиь некоторых интересных эффектов используя гейт на подкладах (pads), вокалах и т.д. Сейчас, современные гейты, которые встраиваються в синтезаторы или просто служат эффектами, имеют ещё один параметр – Pattern. Это своеобразный секвенсор для гейта, с разрешением в 1/4 , 1/8 или в 1/16 и тд. То есть можно «открывать» доли и закрывать их. Я думаю что тот кто слушает электронную музыку поймёт о чём я говорю. Это к примеру вокал, который очень быстро прерывается по громкости, превращаясь как бы в секвенцию. В общем гейт – это поле для идей, помимо своей основной функции.

Лимитирование

Введение в лимитирование

Лимитер – по существу это компрессор, но с изначально заданным параметром Ratio 10:1 и больше и с очень быстрыми параметрами attack и release. Лимитеры полезны в первую очередь для обработки готовых миксов, когда нужно срезать пиковые скачки (Peaks) превышающие 0dB (мы же боимся нуля как огня! ) и поднять уровень громкости нашего микса, но не перевалить на 0dB.

В лимитерах как правило есть ручки управления Threshold, Ceiling, Release. Так же как и с компрессорами, Threshold в лимитере устанавливает порог срабатывания. То есть если threshold установлен на -10dB то лимитер работает с пиковыми сигналами, превышающим -10dB а всё остальное не трогает. Ceiling – это уже кое что новенькое! Эта ручка устанавливает максимально возможный пиковый уровень сигнала(Peak).
Вообще, ceiling никогда не должен превышать -0.2 dB. Вы спросите – почему же? Мы ведь боимся нуля не не боимся близких к нему значений! Да, отчасти это верно, но всё дело в том что довелось нам жить в этоху электронных револуций, форматов, устройст и тд. У каждого устройства свой алгоритм воспроизведения цифрового звука, свой алгоритм декодирования и т.д. и т.д. Ввиду разности технологий, уровень выходного сигнала может колебаться, но в очень узких отметках. То есть вы вставляете свой диск в вашим супер-хитом в муз. центр. Центр считывает цифровой сигнал с диска и путём сложного преобразования, переделывает его в аналоговый формат и подаёт на усилитель, а усилитель в свою очередь на колонки, а колонки содрагают пол и ваши ушки слышат звук! Нельзя чтоб сигнал был больше 0 (мы это помним!) А вдруг этот его алгоритм преобразования накидывает ещё 0,1 dB к сигналу? Всё, катастрофа, мы имеем на выходе 0,1dB!!! Аудиплееры, магнитолы, и ещё чёрт знает что – всё это имеет свои алгоритмы, по этому общепринятое значение для Ceiling – НЕ БОЛЕЕ - 0,2 dB. Запас в 0,2 dB покрывает все возможные искажения, и выше 0 dB вас точно никогда не выйдет. Уж на чём бы ваш трек не слушали! Так что выше этой величины, ставить Ceiling крайне не рекомендуеться!

Громкость или динамика?

Запомните – любое вмешательство лимитера в треке, понизит динамику оного! То есть если вы на мастер повешали лимитер, то вы можете «подтянуть» уровень и сделать как бы трек громче, но вы утеряете динамику, разборчивость и «напор»! И как известно, динамика, это очень важный компонент современной музыки, по этому не переусердствуйте с использованием лимитеров! Этот феномен появился ровно с появлением формата – Audio CD. Потому как именно после этого началась гонка за громкостью музыки. Участниками этой войны были звукоинженеры и продюсеры, которые безбожно использовали лимитеры, для «накачивания» своих треков, чтоб на дисках их музыка звучала громче, настолько громко, насколько это возможно! И чем громче у тебя звучит, тем круче твой лэйбл, среди остальных!

Этот процесс убивает музыкальную динамику, а откровенный перебор даже искажает её.
Но в любом случае – всё упирается в дело вкуса. Решайте сами, что вам важнее динамика или громкость!

Итог

Наиболее правильной цепью коммутации, исходя из всего вышеописанного будет вот такая:
Гейт (шумовой)
Компрессор
Лимитер

Компрессора, лимитеры и гейты – важнейшие инструменты в аудио обработке. Слишком «убойное» их использование может разрушить полностью ваш звук. Так что будьте предельно осторожны при их использовании, и в первую очередь доверяйте своим ушам!