Установка и настройка        29.06.2019   

Всё о сабвуферах. Советы начинающим и имеющим саб

это немаловажный компонент домашнего кинотеатра (ДК), без него настоящее погружение в действие кино было бы невыполнимо.

купить сабвуфер просто

Поговорим о сабвуферах – «непонятные ящики, которые обычно громыхают так, что дом просто ходуном ходит» (это слова отдельных жён).

Давайте разберемся, что же такое вообще сабвуфер?

Сабвуфер или же просто саб – это колонка, воспроизводит низкие и инфранизкие частоты. Низкими частотами называют, частоты диапазона от 20 до 400 Гц.

Скажу сразу, что в обычной комнате (до 25 кв.м.) почти невыполнимо получить такой аж в 20 Герц, потому что объём комнаты довольно мал. Вероятно, следом за этим последует такой вопрос: а для чего необходим вообще сабвуфер, раз бас в 20 Гц в комнате никак не получишь?

Ведь, сабвуфер нужен для высококачественного воспроизведения низкой и инфранизкой частоты в условиях обычного помещения.

Конечно, при должной настройке. Кстати, хорошо настроенный будет «растворяться» в вашей системе, обогащать её звучание своими низкими частотами.

Виды сабвуферов или какие вообще бывают сабвуферы

Сабы бывают как активные так и пассивные .

динамик и «фазик» на лицевой панели;

динамическая головка на лицевой панели, а «фазик» обращен в пол;

динамическая головка в пол, а на лицевой панели фазоинвертор и прочее.

Бывают также модели с 2-мя и более динамическими головками. Конечно, любой из вариантов имеет свои минусы и плюсы, а также установку.

Давайте же рассмотрим подробнее.

Динамик и ФИ на лицевой панели

Динамик и «фазик» на лицевой панели . Подобные сабы любителям взрывного, могучего баса, которые порой могут пожертвовать правильностью и ровностью «частотки». Данный саб можно ставить и устанавливать почти впритирку к задней стенке, но главное, не надо ставить сабвуфер в ниши, в противном случае будет чрезвычайно сильный гул на самой низкой частоте. И ещё: при довольно большой громкости вероятен шум выходящего воздуха из фазоинвертора.

Динамическая головка на лицевой панели, а ФИ обращен в пол

Динамическая головка на лицевой панели, а «фазик» обращен в пол . Эта противоположность предшествующему типу, наиболее приближенная к с коробом закрытым. Различается наиболее прямолинейной «частоткой», но он не даёт подобных «ударных» басов, как предшествующий вариант.

Из всех фазоинверторных типов сабов советую для музыки собственно этот вариант. Тем не менее подобный сабвуфер нельзя установить совсем близко к стене, так как в данном случае будет досадное гудение и бубнение на низкой частоте.

Динамическая головка в пол, а на лицевой панели фазоинвертор , также как и в случаях, когда динамик в пол, а «фазик» на лице – это промежуточный вариант подобных сабов, которые были разобраны выше. Такие сабы совмещают плюсы первого (могучий бас) и второго (наиболее ровная « »), но, к сожалению, он не так хорош, как предшествующие два типа. Причем, с плюсами, унаследованы и несовершенства: не советую ставить очень близко к любой стене, причем у варианта с фазиком на передней панели на высокой громкости также может быть слышен неприятный шум воздуха из фазика.

Остальные типы сабвуферов

сабвуферы с пассивным динамиком

Помимо вышеназванных типов сабов, бывают также сабвуферы с пассивным динамиком (или пассивным излучателем) и с лабиринтом акустическим. Пассивный динамик или излучатель – это динамик, но только уже без магнита, просто сам диффузор на корзине закреплен на корпусе саба. Причем, подобная схема употребляется для уменьшения плохого, отрицательного эффекта шума воздуха который выходит из фазоинвертора, но, данные очень редко появляются в продаже, причем они еще и довольно дорогие.

акустический лабиринт

вторая схема – это акустический лабиринт – это как продленный фазоинвертор, причем свёрнутый внутри корпуса саба для повышения длины тоннеля фазика, таким образом, позволяет снизить самую нижнюю граничную частоту (это та частот, ниже которой саб уже не бас).

Стоит заметить, что производство подобного акустического оформления довольно дорого, значит, стоимость такого сабвуфера тоже большая.

Выбор сабвуфера

Покупка . При выборе саба нужно исходить из очень многих факторов: стоимость саба, площадь прослушиваемого помещения, возможное, предполагаемое расположение саба, звуковые пристрастия, частотный диапазон, а также предельное звуковое , нужно также саб одной фирмы с другими вашими акустическими системами.

При подсоединении по входам низкоамплитудным применяются пара RCA разъёмов с отличительной пометкой SUB OUT или PRE-OUT (это будет одно и тоже).

Если встречается лишь один выход с ресивера/усилителя, то подсоединение совершается лишь в разъём левого входа (с пометка L (MONO)).

Также выходы низкоамплитудные необходимы для подсоединения второго саба.

Выводы : Так какой же требуется именно для вас сабвуфер?

  1. Доступный Вам и вашему .
  2. Лучше той же фирмы, что и другие Ваши колонки. Также надо учесть площадь самого помещения, а также предполагаемое расположение саба и естественно, Ваш вкус.
  3. Запомните: к посторонним мнениям можно немного прислушаться, потому что в результате слушать сабвуфер и пользоваться только Вам.

Успешной Вам покупки и любители баса!

Я надеюсь, статья «Всё о сабвуферах» была интересной и помогла кому-то. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в

Многие автолюбители не представляют себя за рулем автомобиля без прослушивания хорошей музыки. Ведь в салоне они находятся достаточно времени, и хочется сочетать полезное занятие с приятным. Преимущества приобретения акустической системы в авто налицо: музыка помогает снять стресс от многочасового вождения. Однообразное напряженное занятие является причиной стресса.

Прослушивание приятных мелодий отвлекает от рутины, помогает успокоиться и расслабиться, но только в том случае, если из динамиков не доносятся хрипы, и мелодия в целом больше похожа на набор всевозможных скрипов, стуков и скрежета. От качества звучания напрямую зависит восприятие звуков и эффект от звукового воздействия. Оптимальный вариант для качественного прослушивания музыкальных композиций – автомобильный сабвуфер в дополнение к уже имеющимся динамикам.

Чем сабвуфер отличается от динамиков

«Сабвуфер» представляет собой конструкцию акустического типа, которая способна воспроизводить звуковые басы низких частот высокой мощности. Сабвуфер – это не самостоятельное устройство, а дополнение к акустике с целью улучшить качество звука.

Саб отличается от динамиков не только внешне, но и большинством технических характеристик. Он больше по диаметру диффузора и рассчитан на воспроизведение звуков с диапазоном от 10 до 150 Гц. Обычно о приобретении саба задумываются автолюбители, в салоне автомобиля которых уже установлены передние и задние динамики.

Перед тем как сделать выбор в пользу приобретения того или иного устройства, нужно иметь представление об особенностях системы звучания в машине.

Критерии выбора сабвуфера

Многие автовладельцы ориентируются на стоимость саба, не принимая во внимание ни основные акустические характеристики, ни производителя. Однако затраты на приобретение могут оказаться неоправданными, если учесть еще и установку саба в салон, в зависимости от ее типа. По совету специалистов, стоимость сабвуфера не должна превышать двадцати процентов стоимости машины.

При покупке сабвуфера следует учесть:

  • наличие свободного места в автомобиле, пригодного для размещения аппаратуры;
  • мощность колонок;
  • качество звука;
  • мощность сабвуфера и качество его работы.

Исходя из этих показателей можно уже поконкретнее определиться с выбором, опираясь на предпочтительные параметры и технические характеристики.

Если требования к качеству звука для автовладельца – не на первом месте, тогда лучше подойдет пара «усилитель + активный сабвуфер». Также второй вариант идеально подойдет для тех, кто не хочет дополнительно тратить средства и время на установку и настройку пассивного саба. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.

  • — Sony
  • — Pioneer
  • — Alpine
  • — Helix
  • — Yamaha
  • — Supra
  • — JBL
  • — Mystery
  • — Kicx
  • — EDGE
  • — Blaupunkt

Выбрав производителя, рассмотрите следующий критерий – мощность и частотность. Ориентируясь на «золотую середину» (частота 200 ГЦ, мощность 800 Вт по максимуму), остановитесь на стоимости – зачем переплачивать за одинаковые характеристики? На стоимость саба оказывает влияние и материал изготовления и тип корпуса. Самый распространенный и приемлемый по цене – фазоинверторный закрытого типа.

Сабвуферные динамики в салоне автомобиля подходят не только меломанам, предпочитающих наслаждаться громкими низкочастотными звуками, но и водителям, которые после напряженного вождения хотят расслабиться, отвлечься на некоторое время на прослушивание тихой, спокойной мелодии.

Саб, или сабвуфер, – специальный динамик для воспроизведения самых низких частот

Сабвуфер – это составная часть акустической системы, которая требуется для воспроизведения самых низких частот. По сути, это динамик, обладающий увеличенным размером диффузора, который специально настроен для воспроизведения басовой линии.

Сабвуфер, благодаря большему диаметру диффузора, способен генерировать звуковую волну в диапазоне от 10 до 150 Гц. Нижний порог, который различает человеческое ухо, составляет 20 Гц. Таким образом, «саб» можно назвать не просто низкочастотным динамиком, а сверхнизкочастотным.

Приобретение сабвуфера в машину требуется осуществлять в зависимости от целей, которые преследует автовладелец. Для требовательного меломана, который хочет «прокачать» своё авто, необходим качественный динамик, обладающий большой мощностью. Если требуется просто дополнить общую звуковую картину и нет необходимости в получении эталонного звука, можно обойтись покупкой маленького сабвуфера в машину с установкой просто под сиденьем.

К СВЕДЕНИЮ:

Считается, что при установке автомобильной акустики её стоимость должна составлять не более 20% от общей цены транспортного средства. Это правило помогает новичкам в автозвуке правильно определиться с типом и моделью «саба».

Как выбрать усилитель для сабвуфера в машину: основные технические характеристики

Перед приобретением следует знать основные параметры, на которые необходимо обращать внимание. Существуют общие характеристики, единые для всех акустических систем:

  1. Частота . Для сабвуфера важным будет такой параметр, как допустимая граница предельного звучания. Это означает диапазон частот, которые способен генерировать динамик. Различают низкие басы − от 20 до 40 Гц, средние – от 40 до 80 Гц и высокие – от 80 до 160 Гц. Наилучшим считается колебание частоты от 30 до 60 Герц.
  2. Частота деления кроссовера . Это параметр, позволяющий лучше раскрывать звучание при воспроизведении аудиопотока различной частоты. Оптимальным значением является 70 Герц. Обычно настройка показателя осуществляется непосредственно на усилителе. Для получения большего числа басовых настроек применяется отдельный процессор.
  3. Звуковое давление . Иными словами, это мощность, которую выдаёт устройство. Обычно покупателей интересует максимальное значение данного показателя.
  4. Чувствительность. Оптимальным считается значение этого параметра, не превышающее 90 ДБ. Достаточная чувствительность позволяет снизить нагрузку на усилитель, что выливается в отсутствие искажения звучания даже при сильном повышении громкости.
  5. Размер динамика . Традиционно низкочастотные динамики для автомобиля имеют размер диффузора в пределах от 25 до 30 см. В компактных моделях этот показатель может снижаться до 20 см. От размера динамика будет зависеть возможность его месторасположения.

Частотный диапазон качественного «саба» приближается к порогу слышимости

Активный сабвуфер в машину или пассивный – что выбрать

Существует деление сабвуферов на два типа по особенностям работы. Есть активный и пассивный «саб».

Активный

Эта разновидность, которая имеет в своём составе не только сам динамик, но также усилитель мощности и кроссовер. По сути, активный сабвуфер является полноценной самостоятельной акустической системой, которая не требует приобретения дополнительного оборудования. Как подключить активный сабвуфер в машине? Просто подсоединить к нужному входу/выходу магнитолы.

К СВЕДЕНИЮ:

Основной проблемой приобретения активного автомобильного сабвуфера является уже собранное состояние, что приводит к необходимости решать вопрос размещения динамика внутри автомобиля.

Прежде чем купить активный сабвуфер в машину, предлагаем ознакомиться с преимуществами и недостатками данной разновидности:

Активный означает полный комплект или устройство «всё включено»

Пассивный

Вторая разновидность сабвуферов – это пассивные динамики. Как следует из названия, это устройства, которые требуют наличия отдельного усилителя. Для получения максимально качественного звучания потребуется выдержать сочетание обоих компонентов.

К СВЕДЕНИЮ:

Обычно производители сабвуферов указывают в документации необходимую мощность усилителя. Также эту информацию предоставит продавец специализированного магазина автомобильной акустики.

Дополнительно при решении установить пассивный сабвуфер потребуется купить набор кабелей для подключения. При возникновении сомнения, как установить сабвуфер в машину самостоятельно, лучше обратиться к профессионалам.

Преимущества и недостатки данной системы также сведены в таблицу:

Как показывает практика, настоящие ценители звука, несмотря на высокую стоимость, склонны приобретать именно пассивные модели, поскольку они обеспечивают более качественное звучание и разнообразие настроек.

Для пассивного «вуфера» нужно будет докупить усилитель и кабель

Виды сабвуферов в машину

Существует также деление по конструктивным особенностям. По этому признаку все сверхнизкие динамики подразделяются на три категории: открытие, закрытие и компактные.

Открытые «сабы»

Это самая простая разновидность, которая не имеет собственного корпуса. Динамик монтируется непосредственно в панель автомобиля или крышку багажника. Эти устройства являются самыми дешёвыми, но при этом они выдают не лучший звук. Это связано с отсутствием такого параметра, как эквивалентный объём.

Иными словами, полнота низких частот зависит от количества воздуха, находящегося в корпусе динамика. Чем больше размер диффузора, тем сильнее происходит сжатие внутри закрытого корпуса, что приводит к повышению ответной силы. В открытой системе вся вибрация передаётся на удерживающую панель, что приводит к появлению дополнительных помех и резонанса отделочных материалов.

Открытый тип «саба» − это просто динамик, который необходимо умудриться разместить в элементы корпуса машины

Корпусные, или закрытые, сабвуферы

При закрытой форме системы динамик монтируется в специальный корпус, который обычно изготавливается из дерева. Эта разновидность, в свою очередь, делится на три типа, в зависимости от особенностей акустических характеристик:

  1. Закрытый ящик . Устаревшая форма оформления корпусных «сабов», которая предполагает размещение динамика внутри герметичного корпуса. Эта система отличается низким КПД, хотя проста для самостоятельного исполнения, поскольку не требует длительных и сложных расчётов.
  2. Фазоинвертор . Эта конструкция предполагает наличие специального тоннеля внутри корпуса, обеспечивающего повышение звукового давления. Это позволяет расширять диапазон выдаваемого звучания. Установка фазоинвертора способствует снижению переизбытка давления на диффузор, что увеличивает КПД всей системы.
  3. Бандпасс, или полосовой, громкоговоритель . Внешне это выглядит как корпус, снабжённый тоннелем, внутри которого устанавливается динамик, являющийся разделителем ящика на два отделения. Наличие закрытого пространства позади сабвуфера повышает мощность диффузора, а свободный объём спереди повышает объёмность звучания. Единственным недостатком бандпасса считается «рыхлость» баса.

Фазоинвертор – это тоннель, создающий баланс звукового давления и улучшающий качество звука

Компактные

Широкое распространение среди автомобилистов получили компактные модели, которые отличаются своими небольшими размерами. Короб сабвуфера этого типа может иметь объём не более 10 л. Изготавливаются компактные модели из алюминиево-магниевого сплава, что также позволяет добиться уменьшения габаритов.

Обычно компактные «сабы» устанавливаются под сиденье. Обязательным условием монтажа является вертикальная ориентация головки диффузора, размер которого редко превышает 20 см. Из недостатков компактного типа следует выделить невозможность получения повышенной мощности и нелинейность. Применение этой системы, которая всегда бывает только активной, позволяет добиться качественной поддержки фронтальных колонок на средней частоте басов.

Компактный «саб» − это сочетание эстетики, нужного функционала и малого размера

Какой сабвуфер в машину лучше выбрать

Приобретение подобного устройства является целесообразным только тогда, когда есть желание и возможность улучшить звучание штатной автомагнитолы. При выборе определённого «саба» следует учитывать следующие особенности:

  1. Активные системы не требуют дополнительных трат (приобретение усилителя и проводов), но они отличаются не самыми высокими акустическими характеристиками.
  2. Пассивный сабвуфер потребует больше места. Если средний объём ящика варьируется в пределах от 90 до 120 л, то следует учитывать, что установка «саба» в багажник не оставит свободного места.
  3. Если хочется слушать качественную музыку в машине, но свободного места нет, то лучше купить сабвуфер под сиденье. Это активная система, которая способна выдавать вполне приемлемое звучание в верхнем и среднем диапазоне частот баса.
  4. При покупке следует обращать внимание на технические характеристики, которые включают номинальную мощность, чувствительность, сопротивление катушки и их количество.
  5. Стоимость. Важно, какой бюджет заложен на приобретение автомобильной акустики. Если принято решение купить бюджетные сабвуферы, стоимость которых начинается от 2 000 рублей, то ждать качественного звука не стоит.

Для превращения машины в клуб на колёсах все средства хороши

Как выбрать усилитель для сабвуфера

Для пассивной системы потребуется обязательное приобретение усилителя. Существует, конечно, возможность его подключение непосредственно к магнитоле, но это приведёт к недостаточной мощности и не даст необходимой прибавки баса.

При выборе усилителя следует учитывать их разновидности:

  • моно , или одноканальный, который будет предназначен только для работы «саба»;
  • 2-канальный , который используется для подключения только фронтальной акустики;
  • 3-канальный , позволяющий спокойно подключать «фронт» и «саб»;
  • 4-канальный , являющийся вариантом, дающим возможность присоединения всей автомобильной акустики.

Лучшим, по мнению специалистов в области автозвука, является одноканальный тип усилителей, поскольку он обладает возможностью работать с широким диапазоном сопротивления и не так подвержен перегреву при загрузке «саба» на полную мощность.

ВАЖНО:

Перед покупкой следует узнать импеданс самого усилителя и сабвуфера. Важно, чтобы они совпадали, поскольку иначе невозможно будет организовать интеграцию компонентов. Это приведёт к постоянному перегреванию усилителя.

Также при выборе следует учитывать важный момент – мощность усилителя должны быть минимум в полтора раза выше аналогичного параметра сабвуфера. Это обеспечит бесперебойную работу динамика даже на самых высоких показателях громкости без искажений.

Для пассивной системы усилитель является единственным шансом заставить её «заговорить»

Музыка для сабвуфера в машину

Поскольку предназначением данного аудиокомпонента является воспроизведение самых низких частот, то ответ на этот вопрос будет очевидным. Музыку, в которой присутствует множество басов. Преимущественно при наличии «саба» подбирают танцевальные жанры, где имеется ярко выраженная «бочка». Классическая музыка, при всей её красоте, не позволит нагрузить сабвуфер, и он будет простаивать. Аналогичная ситуация с «попсой». Поэтому для полного раскрытия всех сторон купленного «саба» рекомендуется скачать хитовую клубную новинку.

Как правильно подключить сабвуфер в машине

Самым простым является подсоединение активной системы, которая не требует установки усилителя и дополнительного прокладывания кабелей. При наличии на магнитоле специального разъёма процедура коммутирования заключается в протягивании коаксиального кабеля и его подключении к разъёму SubOut на проигрывателе и LineIn на сабвуфере. Несколько сложнее ситуация обстоит с подключением пассивного динамика.

Простейшая схема подключения «саба» в машине

Схема подключения сабвуфера в машине

При осуществлении коммутирования пассивной системы первым делом следует предусмотреть подключение кроссовера. Это специальное устройство, которое требуется для разделения частот по диапазонам. Получается своего рода фильтр, необходимый, чтобы на динамические головки подавались соответствующие частоты.

Схема подключения заключается в присоединении сабвуфера к усилителю, который должен быть подсоединён к магнитоле. Силовая проводка ведётся от клеммы АКБ с соблюдением полярности через предохранитель. Можно использовать конденсатор. Все работы проводятся с отключёнными клеммами питания от АКБ, чтобы исключить короткое замыкание.

Багажник – традиционное место жительства сабвуфера

Установка сабвуфера в машину – выбор места

Монтаж сабвуфера может стать настоящей проблемой, если он устанавливается в небольшую машину. Обычно для размещения «саба» используется багажник. Но после монтажа в нём остаётся мало места. Открытый тип динамика можно «врезать» в полку багажного отсека или поместить в облицовочные панели. В лучших условиях при установке сабвуфера находятся владельцы просторных машин (джипы, минивэны, пикапы или хэтбеки), поскольку багажник этого транспорта имеет достаточный объём. Но при наличии желания поместить «саб» можно даже в кабриолет.

Как настроить сабвуфер

После установки необходимо настроить «саб», чтобы получить желаемый звук:

  1. На усилителе включается фильтр LPF, который нужен для подачи только низких частот на динамики. Включение этой опции позволяет избежать инфразвука, который может привести к выходу «саба» из строя.
  2. Далее включается фильтр высоких частот HPF, который должен быть в диапазоне от 70 до 90 Гц.
  3. Регулировка чувствительности. Пункт GAIN или LEVEL. На усилителе следует выставить максимальную громкость, а регулятор чувствительности медленно проворачивается в сторону увеличения до момента появления искажения.
  4. Настройка непосредственно звука. Если появляются помехи, то проблема может скрываться в неправильно уложенных проводах. Лучше настраивать по тестовому диску. Басы выставляются посредством басбута.

Настойка сабвуфера – это творческий и небыстрый процесс, который требует знания имеющихся на усилителе фильтров

Обзор производителей и моделей

Существует немало компании, которые выпускают автомобильную акустику. Лучшими брендами, по мнению автомобилистов, являются:

  1. Alpine . Компания, предлагающая не только магнитолы, но также качественные сабвуферы, отличающиеся глубоким басом и длительным сроком эксплуатации. Одним из лучших является активная модель Alpine SWE-815. Цена этого сабвуфера в машину составляет 10 000 рублей.


  2. Pioneer . Компания, известная каждому любителю техники. Одним из направлений производителя является выпуск сабвуферов. Несмотря на высокую стоимость, они обладают популярностью. В рейтингах пользователей присутствует пассивная модель Pioneer TS-W304R, которая представляет собой оптимальное соотношение «цена−качество». Стоимость на полках магазинов начинается от 3 000 рублей.


  3. Blaupunkt . Немецкая фирма, которая была образована в далёком 1923 году. Она специализируется на производстве аудиотехники. Отличительной особенностью является истинно немецкое качество. Недостаток – высокая стоимость. Одной из популярных моделей является Blaupunkt GTb 8200A (стоимость − от 4 800 рублей), представляющая активный «саб» с чистым басом.

Также в числе компаний, выпускающих качественные сабвуферы, можно упомянуть JVC, Kenwood, Sony, Kicx.

Сколько стоит сабвуфер в машину

Стоимость зависит от производителя и типа динамика. Пассивные будут дороже, поскольку обеспечивают качественный звук. Активные модели чуть дешевле. Самыми дорогими являются компактные сабвуферы. Это объясняется сложной технологией производства и необходимостью вместить в маленький корпус большой динамик. Ценовой диапазон на эту категорию товаров варьируется от 2 000 до 60 000 рублей. Всё будет зависеть только от возможностей автовладельца.

Приобретение «саба» является возможностью добиться качественного звучания в машине. Если недостаточно средств для покупки готовой модели, его можно изготовить самостоятельно, вернее, сделать корпус. Как сделать сабвуфер в машину своими руками, расскажет видео к материалу.

Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого, громкого баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и безукоризненным. Чтобы правильно подобрать устройство, нужно в первую очередь знать какие сабвуферы бывают, их особенности, преимущества и недостатки каждого типа.

Разновидности

Сабвуферы открытого типа

Устройства представляют собой мощные низкочастотные динамики, которые устанавливаются непосредственно в автопанели без замкнутого пространства. Поиск воспроизводимой частоты осуществляется только за счет фильтров, но такая настройка не дает глубокого баса ниже 100 Гц, поэтому открытый тип сабвуфера считается не самым качественным. Такой вариант подойдет для тех, кто только начинает знакомиться с сабвуферами.

Корпусные сабвуферы (устройства закрытого типа)

Данная категория представляет собой низкочастотные динамики, замкнутые в определенном объеме. Есть два варианта их покупки: стандартный заказ через магазин или изготовление по индивидуальным параметрам. Второй способ становится все более популярным, особенно среди поклонников «глубоких низов».

Виды корпусных сабвуферов:

1. Закрытый ящик (ЗЯ, closed box).Простой по конструкции и изготовлению корпус. Широко применяемое акустическое оформление.

Преимущества зарытого ящика:

  • легко рассчитать расположение в автомобиле;
  • легче собрать.

Объем корпуса сабвуфера для одного и того же низкочастотного динамика требуется меньше, нежели у фазоинвертора. Этот вид корпуса станет отличным решением для почитателей качественного ровного баса. При работе на больших мощностях, вероятность вылета диффузора сабвуфера с корпуса совсем незначительная (по сравнению с фазоинвертором).

2. Фазоинвертор (ФИ) представляет собой закрытый ящик с тоннелем заданных размеров, заставляя работать излучение тыльной частоты диффузора на пользу. Настройка фазоинверторного корпуса осуществляется как с помощью подбора объема, так и с помощью площади и длины порта.

3. Полосовой громкоговоритель (Бандпасс) — самая сложная конструкция сабвуфера, которая требует дополнительного пространства. Бандпасс представляет собой сочетание закрытого ящика и фазоинвертора, т.е. это ящик с фазоинверторным тоннелем и установленным внутри динамиком в качестве перегородки на два отделения.

Минус банпасса — очень проблематично рассчитать габариты и местоположение в машине. Плюсы: благодаря особенностям конструкции создается значительный подъем звука даже на 20 Гц, который выходит исключительно через отверстие. Установить сабвуфер можно в любом месте, а организовать звуковую подачу — в любой точке автомобиля.

Бандпасс предоставляет хорошее давление на звук.

При выборе бандпасса стоит обращать внимание на сабвуферы только в родных корпусах, поскольку самим рассчитать хорошо играющий бандпасс достаточно сложно.

Сабвуферы активного типа

В корпусе встроен специальный усилитель, поэтому сабвуфер не потребует дополнительного внешнего регулирования звука. Основным плюсом данного типа устройства является баланс сочетания динамик/усилитель, что очень важно для надежной работы сабвуфера. К минусам стоит отнести тот факт, что заранее собранная конструкция не всегда хорошо может располагаться в салоне автомобиля, а для изготовления корпуса производители зачастую используют низкокачественные материалы (а это влияет на сам звук).

К активным сабвуферам относятся такие модели как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A, PANASONIC EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.

Сабвуферы пассивного типа

В данном случае нет встроенного усилителя, а это значит, что потребуется дополнительное усиление мощности, наличие качественной электропроводки. При правильном выборе пассивный сабвуфер выглядит в салоне автомобиля органично. Управление звуком производится на головном устройстве и усилителе мощности, что значительно удобнее, нежели у активных сабвуферов.

Характеристики

Мощностные характеристики сабвуфера должны соответствовать выходной мощности усилителя низкой частоты, т.е. при наличии четырех каналов необходимо устанавить устройство на 400 Вт..

Эквивалентный объем сабвуфера просчитывается от мощности динамиков. Но не каждый сабвуфер будет хорошо смотреться в салоне автомобиля, поэтому еще до момента его приобретения важно точно рассчитать максимальные размеры динамиков и короба сабвуфера, а также продумать месторасположение. Если не уделить внимание и приобрести устройство «на глаз», то возможно заметное ухудшение АЧХ воспроизведения.

Основные параметры выбора сабвуфера – это желаемое качество звука и параметры головного устройства . Если головное устройство выдает необходимую мощность для раскачки, то можно использовать пассивную систему динамиков, а при недостаточной мощности – потребуется активный сабвуфер или дополнительный усилитель мощности.

Если требуется достаточно громкое звучание, то лучше приобрести фазоинверторный тип. Но в данном случае все равно нужно готовится к сложностям работы с корпусом и к тому, что настроить устройство будет нелегко. Поклонникам приятного звучания лучше купить закрытый ящик.

Громкость всех видов и типов сабвуферов во многом зависит от положения компонента во внутреннем пространстве автомобиля (седаны, хэтчбэки, универсал). К примеру, в случае с хэтчбэк, лучшего результата по звучанию можно добиться, направляя динамики сабвуфера и порт ФИ в сторону багажника или наверх. Так достигается необходимое отражение звука, при котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку.

Как показывает практика, самый оптимальный вариант – это индивидуальный подбор размеров и мощности сабвуфера. Ведь особенности внутреннего интерьера салона у всех разные, да и размеры устройства могут не вписаться. Покупка готовых систем всегда приводит к проблемам при установке, а в итоге – плохое качество звука.

Основные правила

Правило №1. Устройство нужно покупать в тех магазинах, где предоставляется гарантия возврата в случае если сабвуфер не подошел.

Правило №2 . Возможность выбора сразу нескольких устройств от проверенных и зарекомендовавших себя брендов. Качественный сабвуфер принесет огромное удовольствие, а в обратном же случае – будет действовать на нервную систему.

Максимальная мощность сабвуфера, указываемая в описании – это величина абсолютно незначительная и не являющаяся важной характеристикой. Скорее это маркетинговый ход, который выгоден производителю или магазину.

Мощность сабвуфера, к которой нужно присмотреться - номинальная. Это как раз та единица, при которой звук будет звучать без каких-либо искажений. Как правило, для автомобиля достаточно мощности в 150-300 Ватт, но если по душе глубокий и мощный бас, то 300-600 Ватт. Более высокие параметры мощности крайне не полезны для здоровья.

Чувствительность сабвуфера отвечает за звуковое давление, которое воспроизводит данный динамик. Чем давление выше, тем лучше эффект.

Резонансные частоты сабвуфера являются частотами резонанса динамика. Оптимальное значение примерно 25-35 Гц. Все, что ниже – большая редкость, а выше – нехорошо для устройства.

Эквивалентным объемом сабвуфера является объем воздуха, упругость которого сопоставляется с упругостью подвеса динамика. Эта величина никак не связана с э объемом корпуса для динамиков.

Стоимость

Специалисты советуют: стоимость авто-сабвуфера не должна превышать 20% от стоимости самого автомобиля. То есть покупка устройства зависит также и от уровня машины. Во многих странах такая система расчета стоимости установки аппаратуры считается стандартной.

Сабвуферы типа vented обеспечивают более громкое и глубокое звучание, чем closed, но и дороже в цене. Сабвуферы c пассивным радиатором не так популярны, особенно в автомобилях высокого класса.

Если необходимо заказать колонки для компьютера или акустические системы для создания домашнего кинотеатра, то лучше прочитать .

У любого сабвуфера, помимо красивой цифры RMS которая говорит о его номинальной мощности, есть еще масса параметров, которые гараздо важнее! Эти данные, могут заочно дать представления о том как будет звучать сабвуфер, для какой музыки он подойдет и какой ему нужен короб.

На какие параметры стоит обращать внимание при выборе сабвуфера.

В первую очередь это значения параметров Fs, Vas и Qts, на основании этих параметра можно с легкостью узнать для какого оформления подойдет данный сабвуфер и какие жанры он сможет играть и как хорошо, правда если использовать их в программе для расчета сабвуферных коробов, например JBL SpeakerShop или BassBox 6 prо. Сами по себе, по отдельности, данные параметры дают малое представление о савуфере, но кое какие выводы сделать все же можно.

Fs - резонансная частота.
- низкое значение Fs, ниже 25Гц, может говорить о том что у сабвуфера тяжелая подвижная система и он больше сгодится под низкие жанры, бас будет низкий и глубокий, а на быстрых жанрах музыки, бас будет вялым и отстающим. Но это не всегда так, есть исключения! Mms в помощь.
- высокое значение Fs, от 40Гц и выше, говорит о том, что сабвуфер может играть только быстрые жанры. А если у сабвуфера будет еще и низкое значение Qts 0.2 - 0.3, а еще и легкий Mms, до 200гр. - то это чисто Spl-ный саб.

Vas - эквивалентный объем. Vas говорит о жесткости подвижной системы (центрирующая шайба, подвес), при прочих равных, сабвуфер с низким значением Vas будет с более жестким звуком неже ли сабвуфер с боле высоким значением Vas, у которого бас будет мягче.

Qts - полная добротность. Значение Qts косвенно говорит об мощности сабвуферного мотора (имеется в виду магнитная сила), чем меньше значение Qts - тем мощнее мотор и наоборот, чем выше Qts - тем слабее мотор. А чем слабее мотор, тем более просторный короб необходим сабвуферу! Free Air сабвуферы имеют значение Qts от 0,6 и выше.

Оптимальные значения Fs, Vas и Qts

По мимо трех основных параметров, не лишним будет обратить внимание на следуюие параметры, которые так же будет полезны при выборе сабвуфера.

Mms - масса подвижной системы сабвуфера, которая включает в себя массу диффузора, катушки, и частично массы подвеса с центрирующей шайбы. Сабвуферы с Mms до 200 гр. хорошо играют все музыкальные жанры, кроме низких треков. Для флекса и заниженных треков ищите сабвуферы с Mms от 250гр. и ниже.

X-max - максимальный линейный ход диффузора сабвуфера. Для быстрых музыкальных жанров подходят сабвуферы с x-max не более 20мм в обе стороны. Для низкоиграющих сабвуферов x-max от 40мм.

И напоследок я бы отметил параметр Sd - эффективная площадь диффузора, чем она больше тем громче сабвуфер. К примеру - два совершенно одинаковых по всем прочим параметрам сабвуфера, но один с широким подвесом, а второй с хайрол подвесом, у второго Sd будет больше, соответственно он будет громче. А еще бывает!, что на сабвуфер с небольшим линейным ходом, ставят неоправданно широкий подвес в "комерческих целях", что бы придать сабуферу грозный вид насоса, что б люди лучше его брали, а можно было бы поставить обычный подвес и выиграть в отдаче, правда такой сабвуфер покупали бы уже не так хорошо. Так, что обращайте внимание на x-max в таких случаях.